Главная

Разъяснения прав граждан относительно исполнения обязательств авиакомпаниями по фактам порчи, кражи багажа, а также отказа в возврате денежных средств за авиабилеты в случае не использования услуги по вине потребителя/исполнителя услуг (авиакомпанией)

В последнее время в адрес Управления Роспотребнадзора по г. Москве увеличилось количество обращений граждан относительно исполнения обязательств различными авиакомпаниями по фактам порчи, кражи багажа, а также отказа в возврате денежных средств за авиабилеты в случае не использования услуги по вине потребителя/исполнителя услуг (авиакомпанией).

В этой связи разъясняем следующее.

Отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, установлены «Воздушным Кодексом Российской Федерации» от 19.03.1997г. № 60-ФЗ (далее – Воздушный Кодекс).

В соответствии со ст. 118 Воздушного Кодекса, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире регламентируется ст. 119 Воздушного Кодекса.

В этой связи следует иметь в виду, что применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской федерации (далее – ГК РФ), защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Аналогичное положение установлено положениями п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Относительно возврата денежных средств, в случае прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, права пассажира регламентированы ст. 107 Воздушного Кодекса.

Также, в соответствии со ст. 108 пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов (25%) суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

На основании выше изложенного, если Вы попали в аналогичные ситуации, Вы вправе обратиться с письменной претензией (заявлением) к руководству авиакомпании.

Если Ваше требование не будет удовлетворено добровольно, спор может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ). При этом в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства (месту пребывания), месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии с п. 3 ст. 17 того же Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Дополнительно информируем, что в соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Формула расчета процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами: (УСБН*С*ЧД)/36000=П, где:

УСБН - учетная ставка банковского процента на день исполнения денежного обязательства в месте нахождения кредитора (если иное не предусмотрено законодательством или договором);

С - сумма неправомерно используемых чужих денежных средств;

ЧД - число дней, прошедших с момента, когда денежные средства должны были быть уплачены кредитору, до момента уплаты неправомерно удерживаемых сумм (если иное не установлено законом, иными правовыми актами или договором);

П - проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами;

Делитель, равный 36 000, получился в результате умножения числа дней в году – 360 (см. п. 2 совместное постановление пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998г. № 13/14), на показатель, необходимый для расчета доли, приходящейся на 1 процент (100).

Вместе с тем, согласно п. 50 совместного постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате, независимо от того, получены ли чужие денежные средства в соответствии с договором либо при отсутствии договорных отношений.

Одновременно сообщаем, что органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не уполномочены рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект совершать какие-либо действия, вытекающие из договорных отношений, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно  судебные органы.