Главная

Права потребителя при обслуживании автотранспортного средства в автосервисе

В адрес Управления Роспотребнадзора по г. Москве поступают обращения граждан,  связанные с нарушением прав потребителей при оказании услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных  средств. В основном обращения граждан  связаны:  с ненадлежащим качеством выполненных работ, не предоставлением  информации об исполнителе услуги и (или) цен,  на оказываемые услуги (выполненные работы);  невыдачей документов (договор, квитанция, чек) на оказанную услугу;  нарушением сроков  выполнения услуг.  В этой связи разъясняем следующее:

Отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при  оказании услуг  (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств  регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), Правилами оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденных     Постановлением Правительства Российской Федерации  от 11.04.2001г. № 290  (далее - Правила).

В соответствии с п.3 Правил исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации). Указанная информация должна быть размещена на вывеске.

Согласно п.15 Правил договор на оказание услуг  (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств с потребителем заключается в письменной форме. Наиболее распространенным документом при сдаче автомобиля в сервисный центр является заказ-наряд, но может быть использован и иной документ. В данных документах в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения, а именно:

  • фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
  • фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; дата приема заказа, сроки его исполнения (по соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг (выполнения работ);
  • цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты; марка, модель автотранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
  • цена автотранспортного средства, определяемая по соглашению сторон; перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставляемых исполнителем, их стоимость и количество;
  • перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также потребителя и другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ).

 

Таким образом, в случае отсутствия в договоре вышеуказанной информации исполнитель  подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

Вместе с заказ-нарядом оформляется приемосдаточный акт. Правильное оформление приемосдаточного акта позволяет избежать спора о состоянии автомобиля после ремонта. В акте необходимо указать комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты. В случае, если потребитель предоставляет запасные части и материалы указать их точное наименование, описание и цену. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя.

Права потребителя при обнаружении недостатков выполненных работ установлены ст.29 Закона. Если работы были выполнены некачественно, у исполнителя можно требовать:

  • безвозмездно устранить недостатки; выполнить работы повторно; уменьшить стоимость работ; возместить расходы, произведенные на устранение недостатков работ в другом автосервисе или своими силами;
  • в случае обнаружения существенных недостатков - полностью возместить все уплаченные суммы и возместить все понесенные убытки.

Недостатки работы, за которые отвечает исполнитель,  должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем, который указывается в договоре или в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребителя, потребитель вправе требовать от исполнителя выплаты неустойки, размер которой определяется Законом в соответствии с предъявляемым  требованием.

Одновременно доводим до сведения потребителей, что проверка качества выполненной работы (оказанной услуги), а также рассмотрение имущественных споров (расторжение договора, возврат денежных средств, выплата неустойка)  не входит в компетенцию  органов Роспотребнадзора не уполномочены рассматривать имущественные ссоры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект совершать какие-либо действия (расторжение договора), вытекающие из договорных отношений, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.

Обращаем внимание потребителей на то, что если работы выполняются в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно (п.2 ст.159 ГК РФ, п.17 Правил). В этом случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека и т.п.