Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Защита прав потребителей Заказ оформил по WhatsApp Web, оплатил на чью-то карту

Заказ оформил по WhatsApp Web, оплатил на чью-то карту

В 2016-17 годах в Управление Роспотребнадзора по г. Москве участились случаи обращений граждан на нарушения прав потребителей при совершении покупок товаров посредством сети Интернет, в результате которых потребители проявили невнимательность и попались на удочку  мошенников.

При выборе и заказе потребитель в первую очередь ориентируется на цену товара, бренд, возможность совершить электронный платеж, «не выходя из дома». А когда после оплаты, товар в оговоренные сроки не доставлен, или доставлен, но не тот, возникает необходимость связаться с продавцом. При этом выясняется, что контактные данные  на сайте  продавца, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом, отсутствуют (телефоны и адреса, в том числе местонахождение, юридический адрес, адреса пунктов выдачи товаров). Иная ситуация, когда заказанный товар  «менеджер»  предлагает  для удобства, по  акции «Свобода от налога», совершить оплату  на банковскую карту физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В результате потребитель оплатил товар, а претензии предъявить некому. Потребители обращаются с жалобой на действия продавца в органы Роспотребнадзора и требуют проведения проверки и принятия мер.

Вместе с тем, проведение проверки в отношении продавца при  нарушении прав потребителей возможно только после предьявления потребителем претензии продавцу, и в том случае, если продавец известен. Таких «новостей» в обращениях становится все больше: потребитель осуществляет заказ товара на сайте, деньги ему предлагают перевести на карту (банковский счет) гражданина. Заказ потребитель оплачивает, подтверждение оплаты приходит, после чего у него возникает спор относительно качества или доставки товара. Однако данная ситуации не регулируется  Законом  Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно  преамбуле которого потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом под продавцом Закон понимает организацию не зависимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, реализующего потребителями товары по договору купли-продажи.

В статье 37 указанного закона сказано, что оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя): путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), в кредитную организацию, платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 37 Закона не предусматривает оплату за заказанный товар  физическому лицу, не имеющему отношения к организации (индивидуальному предпринимателю), продающему товар.

Как обезопасить себя от мошенников и что следует знать потребителю, совершая покупки дистанционным способом?

Федеральная служба  по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека разработала  пошаговую инструкцию безопасных покупок в сети Интернет http://rospotrebnadzor.ru/activities/recommendations/details.php?ELEMENT_ID=8017.

В числе прочих нужных советов в данной инструкции приведены советы по безопасности совершения покупок в сети Интернет:

1. Добросовестный интернет-магазин никогда не будет прятать информацию о себе. Убедитесь, что на сайте интернет-магазина есть следующие данные:

- указание наименования продавца (ФИО, если продавец - индивидуальный предприниматель;

- адрес местонахождения продавца.

2. В момент доставки товара обязательно потребуйте  его демонстрации. Убедитесь, что вам доставили именно то изделие, которое вы заказывали, проверьте его комплектность и функциональность (если это возможно).

3. Обязательно изучите документ, который вам предлагают подписать. Если там сказано, что претензий вы не имеете, но потребительские свойства товара вами еще не опробованы, необходимо сделать запись о том, что товар был Вами оценен только по внешнему виду.

 

НАШ СОВЕТ:

  • выбирая покупки по сети интернет, начните с изучения информации о продавце. В этом случае у вас будет возможность для предъявления претензий и совершения иных действий (возврат, обмен товара), предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
  • Если вам предлагают оплатить свой заказ на счет или карту физического лица, а не организации (индивидуального предпринимателя,  банковский счет) – закройте страницу интернет-сайта и не совершайте опасных покупок! Помните: отправив свои деньги «на деревню дедушке», вы лишаете себя возможности в случае спора и на обращение в суд, и  в надзорные органы.