22.04.2013 г.

Об организации надзора за зонами отдыха населения

Заслушав и обсудив доклады начальников отделов надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания Сениной Н.Д. и за особо опасными инфекциями и дезинфекционной деятельностью Ивановой Т.Н. «Об организации надзора за зонами отдыха населения», выступления начальников территориальных отделов в Северном (Берглезова Л.Н.) и Зеленоградском (Денисов Л.А.) Административных округах, руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Цыбина А.В., главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве Иваненко А.В., Коллегия отмечает, что Управлением Роспотребнадзора по г. Москве проводится работа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в зонах отдыха населения.

В течение летнего сезона в ряде зон отдыха ежегодно выявляются неудовлетворительные результаты лабораторных исследований. Результаты исследования воды водоемов в 2012 г. не соответствовали санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям в 33,6% проб (в 2010 г. - 35,4%, в 2011 г. - 39%), по микробиологическим показателям – в 51% проб (в
2010 г. - 50,1%, в 2011 г. - 43,9 %).

Отсутствие у балансодержателей зон отдыха программ производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выполнение их не в полном объеме не позволяет обеспечить безопасное пребывание населения в зонах отдыха на территории Москвы.

Наличие нескольких балансодержателей в одной зоне отдыха и отсутствие единого ответственного за зону отдыха в целом (в зонах без купания) приводит к размыванию ответственности за выявленные правонарушения и затягиванию сроков выполнения необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Текущая очистка водоемов на протяжении летнего сезона от растительности и плавающего мусора проводилась нерегулярно и некачественно.

Неудовлетворительное санитарное состояние водоемов сказывается на эффективности обработок против переносчиков малярии и других кровососущих комаров, а также отрицательно влияет на санитарно-гигиеническую ситуацию в городе.

Переносчиками малярии в 2012 г заселялись: в Северном округе - «Большой садовый пруд», «Левобережный», «Академические пруды»; в Зеленоградском округе - «Озеро Черное», «Школьное озеро», «Большой городской пруд»; в Восточном округе - «Озеро Белое», в Западном округе - «Мещерское».

По настоящее время префектурами административных округов г.Москвы не проведена качественная инвентаризация водоемов и не определена их ведомственная принадлежность, в связи с чем в течение последних четырех лет план по проведению противоличиночных мероприятий не выполняется, несвоевременно решаются вопросы финансирования данных работ. В результате к обработкам водоемов в округах приступали поздно, часть анофелогенных водоемов обрабатывалась не в полном объеме или вообще не обрабатывалась из-за не желания балансодержателей заключать договора на проведение данных видов работ. Так, в 2012 году дезинсекционные обработки против переносчиков малярии не проводились на 21 водоеме Центрального округа (на учете 28 водоемов), на 69 водоемах Южного округа (на учете 85 водоемов), на 62 водоемах Северо-Западного округа (на учете 69 водоемов).

В связи с этим ежегодно увеличивается численность личинок кровососущих комаров, в том числе переносчиков малярии.

В настоящее время решение о финансировании (1 млн. 300 тыс. рублей) вынес Префект Восточного административного округа (электронные торги пройдут до 01.05.2013 г.), заключены договоры: Префектурой Западного административного округа на незначительную сумму - 198 тыс. рублей, при необходимости 1 млн. 400 тыс. и 2 балансодержателями Центрального округа (Зоопарк и Екатерининские пруды), на остальные водоемы в Центральном округе  не предусмотрено финансирование, как и в прежние годы.

Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние территорий, (особенно лесопарковых зон) способствует заселенности грызунами, потенциальными источниками природно-очаговых инфекций. В ходе мониторинга на природных территориях, в том числе прибрежных зонах и эпидемиологически значимых объектах выявляются инфицированные возбудителями грызуны, которые являются источниками инфекций для населения.

Неблагополучная ситуация складывается в Москве, в частности в Троицком и Новомосковском и Зеленоградском административных округах по природно-очаговым инфекциям. В связи с отсутствием паспортизации водоемов и зон отдыха в Троицком и Новомосковском административных округах, в настоящее время не определены неблагополучные территории, потенциально опасные по природно-очаговым инфекциям (в т.ч. малярии, клещевому вирусному энцефалиту, клещевому боррелиозу и др.)

С целью обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности зон отдыха населения Москвы

коллегия решает:

  1. Управлению Роспотребнадзора по г.Москве:

1.1.         Начальникам отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве (Сениной Н.Д., Ивановой Т.Н.):

1.1.1. Подготовить проект приказа об организации надзора в зонах отдыха в летнем сезоне 2013 года;

Срок: до 30.04.13 года;

1.1.2.  Направить в Правительство Москвы:

1.1.2.1.                 Предложения по внесению изменений в Распоряжение Правительства Москвы от 17.01.2012 г № 2-РП «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах и в местах массового отдыха в городе Москве», а также требования к программам производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Срок: до 25.04.2013 года;

1.1.2.2.                 Информацию по результатам приемки зон отдыха в эксплуатацию;

Срок: до 20.05.2013 года;

1.2.            Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве обеспечить:

1.2.1.      Организацию проведения лабораторного контроля питьевой воды, воды водоемов и песка в порядке надзора при приемке в эксплуатацию зон отдыха и по эпидемиологическим показаниям, а также анализ результатов лабораторных исследований, проводимых в зонах отдыха в порядке производственного контроля аккредитованными лабораториями;

Срок: с 01.05.2013 года по 31.08.2013 года;

1.2.2.      Организацию еженедельного санитарно-энтомологического обследования водоемов и проведения противоличиночных мероприятий против переносчика малярии и других кровососущих комаров;

Срок: 01.05.2013 года - 31.08.2013 года;

1.2.3.      Участие в составе комиссий, организованных Префектурами административных округов г.Москвы, в обследовании зон отдыха, находящихся на территории округа, для определения их готовности к летнему сезону;

Срок: в период работы комиссий;

1.2.4. Применение мер административного воздействия, адекватно выявленным нарушениям, в соответствии с действующим законодательством;

1.2.5.      Представление информации о санитарном состоянии зон отдыха, результатах лабораторного производственного контроля, санитарно-энтомологическом обследовании водоемов, о выявленных недостатках и мерах по их устранению в Управление Роспотребнадзора по г. Москве;

Срок: еженедельно с мая по август 2013 года;

1.2.6. Оперативное информирование Префектур административных округов г.Москвы и балансодержателей зон отдыха о выявленных нарушениях по санитарно-техническому состоянию открытых водоемов и зон отдыха, а также объектов общественного питания и торговли, расположенных в зонах отдыха;

Срок: по мере выявления;

1.2.7. Оперативное информирование Управлений по административным округам Главного управления МЧС России по городу Москве о запрете купания в водоемах на территории зон отдыха с купанием;

Срок: при принятии решения о запрете купания.

2. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и его филиалам в административных округах обеспечить:

2.1.            Проведение лабораторных и энтомологических исследований в рамках государственного задания в необходимом объеме;

2.2.            Участие специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и его филиалов в административных округах в проведении мероприятий по контролю по распоряжениям Управления Роспотребнадзора по г.Москве.

3. Правительству Москвы:

3.1.         Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

3.1.1. Рассмотреть вопрос о работе на постоянной основе межведомственной комиссии по зонам отдыха в течение всего летнего сезона;

Срок: до 15.05.2013 года;

3.1.2. Подготовить перспективный план благоустройства водоемов на 2014-2019 годы;

Срок: до 01.09.2013 года.

3.2.         Департаменту торговли и услуг города Москвы подготовить и представить в Управление Роспотребнадзора по г.Москве перечень организаций, планирующих осуществлять торговлю и общественное питание на территории зон отдыха, и схему размещения объектов по зонам отдыха;

Срок: до 05.05.2013 года.

3.3.         Префектам административных округов города Москвы:

3.3.1. Определить для каждой зоны отдыха единого балансодержателя, отвечающего за вопросы санитарно-эпидемиологического состояния и содержания, и информировать территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по г.Москве в административных округах города Москвы;

Срок: 05.05.2013 года;

3.3.2.                Обязать балансодержателей зон отдыха с купанием и без купания:

3.3.2.1.                 Разработать программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Срок: до проведения приемки зон отдыха

3.3.2.2.                 Заключить договоры на проведение лабораторных исследований воды водоемов (с купанием), питьевых фонтанчиков (при наличии), почвы и песка;

Срок: до проведения приемки зон отдыха;

3.3.2.3.                 Обеспечить выполнение лабораторных исследований в соответствии с согласованными программами производственного контроля;

Срок: май-август 2013 года;

3.3.2.4.                 Заключить договоры со специализированными организациями на проведение работ по вывозу мусора, по дератизации территории, дезинсекции водоемов, по обслуживанию мобильных туалетов, акарицидным обработкам лесопарковых участков зон отдыха;

Срок: до проведения приемки зон отдыха;

3.3.2.5.                 Представление необходимой информации по требованию территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г.Москве;

3.3.3. Провести инвентаризацию водоемов на территории административных округов, в т.ч. Троицкого и Новомосковского административных округов, определить ответственных за их содержание;

Срок: до начала летнего сезона 2013 года;

3.3.4. Представить перечень водоемов по административным округам с указанием балансодержателя в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по г.Москве;

Срок: до 05.05.2013 года;

3.3.5. Представить информацию о заключенных договорах на обработку водоемов в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по г.Москве в административных округах города Москвы;

Срок: 05.05.2013 года;

3.3.6. Обеспечить своевременное проведение противоличиночных мероприятий на водоемах города с учетом плана обработок на 2013 год.

4. Балансодержателям зон отдыха обеспечить наличие при приемке в эксплуатацию зон отдыха:

4.1.         графических схем зон отдыха (с указанием границ ответственности балансодержателей, мест размещения детских игровых площадок, пляжной зоны, спортивных (волейбольных) площадок, и других участков с ежегодным завозом песка, предприятий общественного питания и торговли, стационарных и мобильных туалетов, мест забора проб песка и воды в рамках производственного контроля);

4.2.         разработанных и утвержденных программ производственного контроля с приложением графиков отбора проб, перечня контролируемых показателей, договоров с аккредитованными организациями, выполняющими исследования;

4.3.         результатов лабораторных исследований воды водоемов (с купанием), питьевых фонтанчиков (при наличии), почвы и песка;

4.4.         документации на проведение работ по вывозу мусора, по дератизации территории, дезинсекции водоемов, по акарицидным обработкам лесопарковых участков зон отдыха, по обслуживанию мобильных туалетов от специализированных организаций соответствующего профиля;

4.5.         информации об организациях, осуществляющих общественное питание и торговлю на территориях зон отдыха, с указанием планируемого ассортиментного перечня реализуемой продукции.

 

 

 

Руководитель

Председатель коллегии                                                                           Е.Е. Андреева

Обращение граждан