«Причины отмены судами постановлений и заявлений Управления
Роспотребнадзора по городу Москве о привлечении к административной
ответственности хозяйствующих субъектов.
Анализ судебной практики»
Заслушав и обсудив доклад начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по городу Москве Юрченко А.А., коллегия отмечает, что в работе по совершенствованию правоприменительной практики и улучшению качества проведения административного расследования имеются положительные моменты. Юридическая служба Управления Роспотребнадзора по г.Москве (далее Управление):
- участвует в проверке соблюдения законности должностными лицами Управления в процессе проведения мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучии населения и законодательства о защите прав потребителей;
- проводит мероприятия по организации соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: в целях совершенствования правоприменительной практики и улучшения качества проведения административного расследования в 2012 году отделом юридического обеспечения были проведены 7 совещаний-семинаров, в 2013 г. 2 совещания-семинара с должностными лицами территориальных отделов и отделов Управления.
Улучшился показатель качества работы по применению норм Кодекса об административных правонарушениях, выражающийся в соотношении количества обжалованных и отмененных решений должностных лиц Управления в суде. В связи с допускаемыми ошибками, при подготовке материалов дел об административных правонарушениях, в 2011 г. из 138 обжалованных постановлений отменено 52, то есть 38%. В 2012 г. из 152 обжалованных постановлений отменено 47, то есть 31%. Количество составов Кодекса об административных правонарушениях РФ, примененных специалистами Управления в 2011 г. составило 38, а в 2012 г. - 41.
Основными причинами возвращения юридическим отделом материалов дел об административных правонарушения, проектов постановлений о назначении административного наказания в отношении хозяйствующих субъектов являются следующие нарушения:
- использование бланков неустановленной формы (новые бланки утверждены приказом №152 от 29.12.2012 г.)
- привлечения к административной ответственности с нарушением требований действующего законодательства (отсутствие надлежащего извещения законного представителя о рассмотрении дела об административном правонарушении, вручение копий документов не уполномоченным на то лицам);
- отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности хозяйствующего субъекта (отсутствие состава или события правонарушения);
- неправильная квалификация административного правонарушения;
- неправильно оформленные материалы дела, а именно: отсутствие подписей должностных лиц, экспертов, законных представителей, представителей по доверенности, понятых; неверно указанные даты и время составления протокола, рассмотрения дел об административных правонарушениях; адреса, фамилии; порядок и сроки обжалования постановлений, представлений, предписаний; некорректно составленная установочная часть протокола;
- неполнота представленных материалов (отсутствие распоряжения; устава, учредительных документов хозяйствующих субъектов, свидетельств о постановке на учет в налоговом органе и государственной регистрации; приказов о назначении на должность; должностных инструкций; объяснений представителей юридических или должностных лиц, доверенностей);
- нарушение сроков, установленных для рассмотрения дела об административном правонарушении;
- не указываются смягчающие или отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Основными причинами отмены судами постановлений и заявлений Управления о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов являются:
- Ненадлежащее извещение законного представителя юридического лица;
- Неправильная квалификация административного правонарушения;
- Истечение срока давности привлечения к административной ответственности;
- Отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности;
- Отсутствие состава или события административного правонарушения;
- Нарушение норм законодательства, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности;
- Представление интересов общества по общей доверенности;
- Использование недопустимых доказательств по делу;
- Привлечение к административной ответственности филиала юридического лица;
- Вынесение предписания, с нарушением требований действующего законодательства.
Из анализа причин возвращения материалов из юридического отдела в территориальные отделы для устранения выявленных недостатков выявлено, что судами постановления отменяются, практически, по тем же основаниям. Если юристы обнаруживают серьезные процессуальные нарушения, материалы административного дела возвращаются в Территориальные отделы со служебной запиской, которая является одновременно и письменной консультацией и методическими рекомендациями для руководителей Территориальных отделов, не только по конкретному административному делу, но и по аналогичным делам. В служебной записке указываются все выявленные недостатки, однако, зачастую руководителями Территориальных отделов такие возвраты расцениваются не как помощь, а как досадные придирки. Следующие материалы дел об административных правонарушениях приносят в юридический отдел с теми же самыми нарушениями.
При этом судебная практика Управления показывает, что в разных отделах Управления качество подготовки материалов очень различается: при наличии 1 специалиста, занимающегося юридическим обеспечением количество положительных судебных решений составляет в ТО ВАО 98%, в ТО СВАО – 62%, в ТО САО – 46%, а в ТО ЮАО при наличии заместителя начальника территориального отдела и 2 специалистов, занимающихся юридическим обеспечением количество положительных судебных решений составляет 59%. Необходимо отметить также низкие показатели положительных решений, принятых по материалам направленным в суды ТО в Зеленограде и Шереметьево, но в этих отделах отсутствуют специалисты, занимающиеся юридическим обеспечением. На основании вышеизложенного коллегия
РЕШАЕТ:
1. Принять к сведению информацию начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по г. Москве Юрченко А.А., о причинах отмены судами постановлений и заявлений Управления Роспотребнадзора по городу Москве о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов и анализ судебной практики.
2. Считать одним из важнейших показателей работы Управления Роспотребнадзора по г. Москве показатель соотношения количества обжалованных и отмененных решений должностных лиц Управления Роспотребнадзора по г. Москве в суде, к количеству вынесенных постановлений.
3. Начальнику отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по г. Москве:
3.1. Оказывать правовую помощь должностным лицам Управления Роспотребнадзора по г. Москве при проведении контрольно-надзорных мероприятий
Срок постоянно.
3.2. Обеспечить ведение базы данных постановлений Управления Роспотребнадзора по г. Москве, отменённых решениями судов г. Москвы
Срок постоянно.
3.3. Использовать средства массовой информации, в том числе сайт Управления Роспотребнадзора по г. Москве, для своевременного информирования населения по правовым вопросам, касающимся санитарно-эпидемиологических, а так же вопросов защиты прав потребителей
Срок постоянно.
3.4. Подготовить единый алгоритм действий при осуществлении ареста и конфискации предметов административного правонарушения, а так же отбора проб образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы
Срок до 15.03.2013г.
3.5. Обеспечивать юридическое сопровождение материалов административных дел направляемых в судебные органы из территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Срок постоянно.
3.5. Осуществлять согласование заявлений о привлечении лиц к административной ответственности и определений о направлении дел по подведомственности в судебные органы
Срок постоянно.
3.6. С целью повышения эффективности работы Управления, проводить регулярные практические занятия (семинары) для специалистов территориальных отделов Управления, в штате которых отсутствуют специалисты отдела юридического обеспечения
Срок ежеквартально.
3.7. Проводить в отделе юридического обеспечения дополнительное обучение специалистов территориальных отделов Управления по актуальных вопросам возникающих в практической деятельности территориальных отделов
Срок ежеквартально.
3.8. Проводить совещания – семинары по судебной практике с разбором конкретных причин отмены судами постановлений и заявлений Управления о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов
Срок по мере необходимости.
3.9. Подготовить проект приказа Управления Роспотребнадзора по г. Москве об отмене Приказа от 07.12.2009 г. № 170 «О порядке представления протоколов об административных правонарушениях в отдел юридического обеспечения»
Срок до 25.03.2013
4. Начальникам отделов, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве обеспечить:
4.1. Согласование с отделом юридического обеспечения проектов заявлений о привлечении лиц к административной ответственности и определения о направлении административных материалов по подведомственности в судебные органы
Срок постоянно.
4.2. Оформление фотоматериалов в приложение к административным материалам, направляемым в суды, с целью содержания полной доказательной базы правонарушений
Срок постоянно.
4.3. Проведение анализа практики применения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей и принять меры по исправлению ситуации и недопущению впредь отмеченных недостатков в работе
Срок ежемесячно.
4.4. Направление в суды материалов содержащих правильную квалификацию правонарушений по статьям КоАП РФ
Срок постоянно.
4.5. Использование в полной мере предоставленных полномочий при осуществлении контроля за удержанием наложенных штрафов, в том числе направление в суды административных материалов по ст. 20.25 КоАП РФ
Руководитель Е.Е. Андреева