«Причины отмены судами постановлений и заявлений Управления
Роспотребнадзора по городу Москве о привлечении к административной
ответственности хозяйствующих субъектов.
Анализ судебной практики»

 

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела юридического обеспечения  Управления Роспотребнадзора по городу Москве Юрченко А.А., коллегия отмечает, что в работе по  совершенствованию правоприменительной практики и улучшению качества проведения административного расследования имеются положительные моменты. Юридическая служба Управления Роспотребнадзора по г.Москве (далее Управление):

- участвует в проверке соблюдения законности должностными лицами Управления в процессе проведения мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучии населения и законодательства о защите прав потребителей;

- проводит мероприятия по организации соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: в целях совершенствования правоприменительной практики и улучшения качества проведения административного расследования в 2012 году отделом юридического обеспечения были проведены 7 совещаний-семинаров, в 2013 г. 2 совещания-семинара  с должностными лицами территориальных отделов и отделов Управления.

Улучшился показатель качества работы по применению норм Кодекса об административных правонарушениях, выражающийся в соотношении количества обжалованных и отмененных  решений должностных лиц Управления в суде. В связи с допускаемыми ошибками, при подготовке материалов дел об административных правонарушениях, в 2011 г. из 138 обжалованных постановлений отменено 52, то есть 38%. В 2012 г. из 152 обжалованных постановлений отменено 47, то есть 31%. Количество составов Кодекса об административных правонарушениях РФ, примененных специалистами Управления в 2011 г. составило  38, а в 2012 г. - 41.

Основными причинами возвращения юридическим отделом материалов дел об административных правонарушения, проектов постановлений о назначении административного наказания в отношении хозяйствующих субъектов являются следующие нарушения:

 

  • использование бланков неустановленной формы (новые бланки утверждены приказом №152 от 29.12.2012 г.)
  • привлечения к административной ответственности с нарушением требований действующего законодательства (отсутствие надлежащего извещения законного представителя о рассмотрении дела об административном правонарушении, вручение копий документов не уполномоченным на то лицам);
  • отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности хозяйствующего субъекта (отсутствие состава или события правонарушения);
  • неправильная квалификация административного правонарушения;
  • неправильно оформленные материалы дела, а именно: отсутствие подписей должностных лиц, экспертов, законных представителей, представителей по доверенности, понятых; неверно указанные даты и время составления протокола, рассмотрения дел об административных правонарушениях; адреса, фамилии; порядок и сроки обжалования постановлений, представлений, предписаний; некорректно составленная установочная часть протокола;
  • неполнота представленных материалов (отсутствие распоряжения; устава, учредительных документов хозяйствующих субъектов, свидетельств о постановке на учет в налоговом органе и государственной регистрации; приказов о назначении на должность; должностных инструкций; объяснений представителей юридических или должностных лиц, доверенностей);
  • нарушение сроков, установленных для рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • не указываются смягчающие или отягчающие административную ответственность обстоятельства.

 

Основными причинами отмены судами постановлений и заявлений Управления о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов являются:

 

  1. Ненадлежащее извещение законного представителя юридического лица;
  2. Неправильная квалификация административного правонарушения;
  3. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности;
  4. Отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности;
  5. Отсутствие состава или события административного правонарушения;
  6. Нарушение норм законодательства, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности;
  7. Представление интересов общества по общей доверенности;
  8. Использование недопустимых доказательств по делу;
  9. Привлечение к административной ответственности филиала юридического лица;
  10. Вынесение предписания, с нарушением требований действующего законодательства.

 

Из анализа причин возвращения материалов из юридического отдела в территориальные отделы для устранения выявленных недостатков выявлено, что судами постановления отменяются, практически, по тем же основаниям. Если юристы  обнаруживают серьезные процессуальные нарушения, материалы административного дела возвращаются в Территориальные отделы со служебной запиской, которая является одновременно и письменной консультацией и методическими рекомендациями для руководителей Территориальных отделов, не только по конкретному административному делу, но и по аналогичным делам. В служебной записке указываются все выявленные недостатки, однако, зачастую руководителями Территориальных отделов такие возвраты расцениваются не как помощь, а как досадные придирки. Следующие материалы дел об административных правонарушениях приносят в юридический отдел с теми же самыми нарушениями.

При этом судебная практика Управления показывает, что в разных отделах Управления качество подготовки материалов очень различается: при наличии 1 специалиста, занимающегося юридическим обеспечением количество положительных судебных решений составляет в ТО ВАО 98%, в ТО СВАО – 62%, в ТО САО – 46%,   а в ТО  ЮАО при наличии заместителя начальника территориального отдела и 2 специалистов, занимающихся юридическим обеспечением количество положительных судебных решений составляет 59%. Необходимо отметить также низкие показатели положительных решений, принятых по материалам направленным в суды ТО в Зеленограде и Шереметьево, но в этих отделах отсутствуют специалисты, занимающиеся юридическим обеспечением. На основании вышеизложенного  коллегия

РЕШАЕТ:

 

1. Принять к сведению информацию начальника отдела юридического обеспечения  Управления Роспотребнадзора по г. Москве Юрченко А.А.,  о причинах отмены судами постановлений и заявлений Управления Роспотребнадзора по городу Москве о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов и анализ судебной практики.

2. Считать одним из важнейших показателей работы Управления Роспотребнадзора по г. Москве показатель соотношения количества обжалованных и отмененных решений должностных лиц Управления Роспотребнадзора по г. Москве в суде, к количеству вынесенных постановлений.

3. Начальнику отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по г. Москве:

3.1.             Оказывать правовую помощь должностным лицам Управления Роспотребнадзора по г. Москве при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Срок постоянно.

3.2. Обеспечить ведение базы данных постановлений Управления Роспотребнадзора по г. Москве, отменённых решениями судов г. Москвы

Срок постоянно.

3.3. Использовать средства массовой информации, в том числе сайт Управления Роспотребнадзора по г. Москве, для своевременного информирования населения по правовым вопросам, касающимся санитарно-эпидемиологических, а так же вопросов защиты прав потребителей

Срок постоянно.

3.4. Подготовить единый алгоритм действий при осуществлении ареста и конфискации  предметов административного правонарушения, а так же  отбора проб образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы

Срок до 15.03.2013г.

 

3.5. Обеспечивать юридическое сопровождение материалов административных дел направляемых в судебные органы из территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве

Срок постоянно.

3.5. Осуществлять согласование заявлений о привлечении лиц к административной ответственности и определений о направлении дел по подведомственности в судебные органы

Срок постоянно.

3.6. С целью повышения эффективности работы Управления, проводить  регулярные практические занятия (семинары) для специалистов территориальных отделов Управления, в штате которых отсутствуют специалисты отдела юридического обеспечения

Срок ежеквартально.

3.7. Проводить в отделе юридического обеспечения дополнительное обучение специалистов территориальных отделов Управления по актуальных вопросам возникающих в практической деятельности территориальных отделов

Срок ежеквартально.

3.8. Проводить совещания – семинары по судебной практике с разбором конкретных причин отмены судами постановлений и заявлений Управления о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов

Срок по мере необходимости.

3.9. Подготовить проект приказа Управления Роспотребнадзора по г. Москве об отмене Приказа от 07.12.2009 г. № 170 «О порядке представления протоколов об административных правонарушениях в отдел юридического обеспечения»

Срок  до 25.03.2013

4. Начальникам отделов, территориальных отделов  Управления Роспотребнадзора по г. Москве обеспечить:

4.1. Согласование с отделом юридического обеспечения проектов заявлений о привлечении лиц к административной ответственности и определения о направлении административных материалов по подведомственности в судебные органы

Срок постоянно.

4.2. Оформление фотоматериалов в приложение к административным  материалам, направляемым в суды, с целью содержания полной доказательной базы правонарушений

Срок постоянно.

4.3. Проведение анализа практики применения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей  и принять меры по исправлению ситуации и недопущению впредь отмеченных недостатков в работе

Срок ежемесячно.

4.4. Направление в суды материалов содержащих правильную квалификацию правонарушений по статьям КоАП РФ

Срок постоянно.

4.5. Использование в полной мере предоставленных полномочий при осуществлении контроля за удержанием наложенных штрафов, в том числе направление в суды  административных материалов по ст. 20.25 КоАП РФ

 

Руководитель                                                                                      Е.Е. Андреева

Обращение граждан