Заслушав и обсудив доклады начальника отдела организации надзора Леонард Н.В. «Об эффективности надзора, осуществляемого Управлением Роспотребнадзора по городу Москве в 1 полугодии 2013 года», выступления начальников территориальных отделов в Западном (Шушерина Т.Ф.), Северо-Восточном (Волхонская Л.А.) административных округах, на транспорте во Внуково (Милушкин Ю.С.), и.о. начальника территориального отдела в Южном административном округе (Штифанова В.В.), и.о. начальника отдела юридического обеспечения (Стрельникова Ю.Ю.) коллегия отмечает, что Управлением проводится работа по повышению эффективности и результативности контрольно-надзорных мероприятий.
В начале 2013 года проведен ряд мероприятий по оптимизации структуры Управления Роспотребнадзора по г. Москве и его территориальных отделов.
Целью данных мероприятий является
1. Повышение эффективности и результативности федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора, а также надзора в сфере защиты прав потребителей на территории Москвы.
2. Достижение федеральных индикативных показателей.
Задачи, которые должны быть решены в результате проводимых мероприятий следующие:
1. Высвобождение кадров на непосредственное осуществление надзора;
2. Исключение дублирования функций;
3. Повышение комплексности при проведении надзорных мероприятий;
4. Экономия бюджетных средств для направления на материальное стимулирование работников.
Проведены следующие мероприятия:
1. Осуществлено укрупнение отделов Управления :
- надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания за счет слияния отделов надзора за объектами коммунально-бытового назначения и надзора за средой обитания и развитием территорий;
- надзора за условиями труда и радиационной безопасностью населения за счет слияния отделов надзора за условиями труда и надзора за радиационной безопасностью;
- эпидемиологического надзора за особо опасными инфекциями и дезинфекционной деятельностью за счет слияния отделов эпидемиологического надзора за особо опасными инфекциями и санитарной охраны территорий и надзора за дезинфекционной деятельностью.
2. Проведена реорганизация отдела защиты прав потребителей, в процессе которой произошло формирование нового состава работников отдела, передача функций по надзору в сфере защиты прав потребителей из профильных отделов Управления.
Результатом только этих мероприятий стало повышение эффективности и результативности проведения проверок новыми отделами: при меньшем количестве специалистов увеличилось на 27% число проведенных проверок (123 проверок в 2012 году и 168 в 2013 году), количество постановлений о назначении штрафа выросло в 4,5 раза (89 постановлений в 2012 году и 402 в 2013 году).
По данным отчетных статистических форм проведен анализ деятельности отделов Управления и территориальных отделов по достижению показателей эффективности контрольной и надзорной деятельности за 1 полугодие 2013 года.
Общее количество проведённых проверок за 6 месяцев 2013 года составило 5833, за аналогичный период 2012 года – 6367.
В структуре проведённых проверок большая часть приходится на внеплановые: за 6 месяцев 2013 года 66,6%, в 2012 году – 61,2%. По России доля внеплановых проверок составляет 54,3%.
За 6 месяцев 2013 года проведено 1948 плановых проверок, выполнение плана составило 89,6%, что на уровне показателя предыдущего года (89,5%) и ниже показателя по России – 94,7%. Не проведены проверки в отношении 228 субъектов предпринимательства, прекративших свою деятельность по фактическому адресу, либо в результате ликвидации и реорганизации.
Наиболее низкие показатели выполнения плана в территориальном отделе в Троицком и Новомосковском административных округах (71,4%), самый высокий в территориальный отдел в Западном АО (94,1%).
Удельный вес плановых проверок с применением лабораторно-инструментальных исследований за 6 месяцев 2013 года составил 91,1%, что значительно выше данного показателя в 2012 году. Лабораторное обеспечение всех проведенных проверок составило 40%, по России этот показатель составляет 57%.
Удельный вес плановых проверок, при которых не выявлены нарушения – 1,0% (2012 год – 9,1%). Такие проверки имеются только в территориальных отделах в Центральном (3 из 374) и Южном (7 из 321) административных округах, а также в отделах Управления по надзору на транспорте (7 из 40) и за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания (2 из 24).
При плановых проверках, в ходе которых были выявлены нарушения, дела об административных правонарушениях возбуждены в 100% (в 2012 году – 98,5%).
За 6 месяцев 2013 года проведено 3885 внеплановых проверок (66,6% от общего числа проверок), что на уровне 2012 года (3894 проверки).
Удельный вес проверок в рамках контроля исполнения предписаний составил 32,6% от всех внеплановых проверок (в 2012 году - 23,7%). Наибольшее количество таких проверок проводится территориальными отделами в Западном административном округе (48,1%), на транспорте в Шереметьево (91,7%), отделом по надзору за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания (45,5%), показатели ниже средних по городу в отделе по надзору на транспорте (4,3%) и территориальном отделе в Троицком и Новомосковском административных округах (4,5%).
В 1 полугодии 2013 года в прокуратуру было направлено 562 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок (в 2012 году - 308), из них не согласовано 135 (в 2012 году - 197), процент отказов составил 24,0% (в 2012 году – 36,0%).
В территориальном отделе Северо-Восточного административного округа отказы в проведении внеплановых проверок составил 100% (2 из 2). Наименьшее число отказов (2,8%, направлено – 36, отказано - 1) в территориальном отделе Северного административного округа.
Количество выявленных нарушений на 1 плановую проверку в 2013 году составило, также как и в 2012 году, - 2,6.
Низкие показатели отмечены по территориальным отделам на транспорте во Внуково (1,1), Южном (1,7) административном округе.
Количество проведенных административных расследований в 2013 году (499) в 2,5 раза ниже, чем в предыдущем (1267).
Наибольшее количество административных расследований по прежнему проведено территориальным отделом в Южном административном округе – 134.
Количество составов административных правонарушений, административное производство по которым входит в компетенцию Управления составляет 75, применялось – 47 (в 2012 году из 74 составов применялось 38).
Наибольшее количество составов применено специалистами территориальных отделов в Центральном (29) и Восточном (27) административных округах.
Как и прежде, в правоприменительной деятельности Управления высока доля дел, возбужденных по статье 6.3 КоАП Российской Федерации (40%).
В 1 полугодии 2013 года за выявленные нарушения вынесено 8831 постановлений о назначении штрафа на общую сумму 94947,2 тысяч рублей, взыскано – 7043 (79,8%) на сумму 66324 тысячи рублей.
За период 6 месяцев 2013 года удельный вес взысканных штрафов по суммам составил 69,9%, что примерно на уровне аналогичного показателя прошлого года – 70,9% и ниже показателя по России (78,7%).
Наибольший удельный вес взысканных сумм штрафов в территориальных отделах в Юго-Восточном административном округе (74,6%) и на транспорте во Внуково (84,4%), наименьший – в территориальных отделах в Центральном (55,6%) и Юго-Западном (61,2%) административных округах и в отделе по надзору на транспорте (31,0%).
Несмотря на то, что юридические лица стали привлекаться к ответственности в целом по Управлению значительно чаще по сравнению с 2011-2012 гг., в большинстве случаев в совершении выявляемых правонарушений признаются виновными должностные лица (51,4 % от общего количества). По России этот показатель ниже – 48%.
За первое полугодие 2013 года должностными лицами Управления возбуждено дел в отношении юридических лиц на 13,6% больше, чем за аналогичный период 2012 года, что свидетельствует о повышении профессиональных навыков специалистами отделов и о большей степени объективности и независимости в оценке вины лица, допустившего правонарушение.
Практически во всех отделах увеличилось количество постановлений о назначении штрафов в отношении юридических лиц. В целом по Управлению это количество выросло в 1,8 раза.
В суды направлено 642 дел об административных правонарушениях, что в 2,6 раза больше, чем в 2012 году (243), в том числе на административное приостановление деятельности – 70 (25). Принято положительных решений по 382 (59,5%) материалам (в 2012 году – 127 (52,2%)), по 14 материалам (2,2%) производство прекращено (в 2012 году – 3 (1,2%)), остальные дела находятся на рассмотрении, решения по ним не приняты. По административному приостановлению деятельности принято 21 (30% от направленных на АПД) положительных решений, в 2012 году – 8 (32%). По защите неопределенного круга лиц судами принято к рассмотрению 13 дел, решения по которым еще не приняты, в 2012 году направлено 5 дел, по 3 приняты положительные решения.
коллегия решает:
1. Начальникам отделов, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве:
1.1. Обеспечить проведение мониторинга эффективности и результативности проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе за исполнением предписаний, применением лабораторно-инструментальных исследований, возбуждением дел об административном правонарушении, при выявлении нарушений;
Срок: в течение года
1.2. Обеспечить проведение анализа эффективности и результативности проведенных мероприятий по контролю с обсуждением результатов на оперативных совещаниях;
Срок: ежеквартально
1.3. Обеспечить контроль выполнения государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по достижению запланированных количественных и качественных показателей и ежемесячный анализ его исполнения;
Срок: постоянно
1.4. Обеспечить совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей, реализацию планов и программ взаимодействия с гражданским обществом в сфере защиты прав потребителей, включая: совершенствование работы с обращениями граждан; повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей за счет принятия всего комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений;
Срок: ежеквартально
1.5. Обеспечить квалифицированное применение норм административного законодательства, применение всего спектра статей КоАП Российской Федерации, входящих в компетенцию органов Роспотребнадзора, исключив необоснованное применение ст. 6.3 КоАП Российской Федерации;
Срок: постоянно
1.6. В полной мере использовать права, предоставленные действующим законодательством Российской Федерации по направлению материалов в судебные органы, в том числе протоколов, по которым возможно назначение наказания в виде административного приостановления деятельности, конфискации, дисквалификации;
Срок: постоянно
1.7. Обеспечить направление в суды материалов, содержащих полную доказательную базу, в том числе правильную квалификацию правонарушений
Срок: постоянно
1.8. Использовать в полной мере предоставленные полномочия при осуществлении контроля за своевременным удержанием наложенных штрафов: одновременное направление материалов в суд по ч.1 ст.20.25 КоАП Российской Федерации и судебным приставам для принудительного удержания;
Срок: постоянно
1.9. В целях пресечения административного правонарушения чаще применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренные ст.27.1 КоАП Российской Федерации, в т.ч. арест товаров, временный запрет деятельности, и по дальнейшей передаче материалов в суд для вынесения решений о конфискации товаров и административному приостановлению деятельности;
Срок: постоянно
1.10. Обеспечить принятие адекватных мер административного воздействия и управленческих решений при выявлении нарушений. в том числе по неудовлетворительным результатам лабораторного контроля;
Срок: постоянно
1.11. Активизировать работу по рассмотрению обращений граждан-потребителей, исключив практику необоснованного неприменения по изложенным в них фактам административных полномочий;
Срок: постоянно
1.12. Исключить проведение административных расследований в случаях, не предусмотренных ст. 28.7 КоАП;
Срок: постоянно
1.13. Обеспечить повышение уровня и качества работы, характеризующей степень участия в судебной защите нарушенных прав потребителей;
Срок: постоянно
1.14. Обеспечить направление в суды исков в защиту неопределенного круга лиц;
Срок: постоянно
1.15. Исключить случаи проведения плановых и внеплановых проверок без применения адекватных мер административного наказания при выявлении нарушений;
Срок: постоянно
1.16. Обеспечить привлечение к административной ответственности при выявлении правонарушений в случаях, предусмотренных законодательством, юридическое и должностное лицо (законного представителя юридического лица) одновременно.
Срок: постоянно
2. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве обеспечить проведение интегральной оценки деятельности функциональных групп в соответствии с Методикой оценки эффективности и результативности деятельности и представление данных в отдел организации надзора.
Срок: по итогам полугодия (до 05 августа) и года (до 05 февраля)
3. Начальнику отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по г. Москве Леонард Н.В.:
3.1. Организовать заслушивание на оперативных совещаниях начальников территориальных отделов по итогам работы за 9 месяцев 2013 года;
Срок: октябрь 2013 года
3.2. Обеспечить размещение на сайте Управления материалов по надзору;
Срок: в течении года
3.3. Обеспечить информирование правительства Москвы о результатах надзорных мероприятий.
Срок: ежемесячно
4. И.о. начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по г. Москве обеспечить подготовку и оперативное размещение на сайте Управления информации о судебной практике Управления.
Срок: в течении года
5. Начальнику отдела надзора в сфере защиты прав потребителей Кравченко В.В. обеспечить утверждение региональной целевой программы «Развитие системы защиты прав потребителей в городе Москве на 2013-2016 годы» в Правительстве Москвы и дальнейшую ее реализацию.
Срок: до 01 ноября 2013 года
Руководитель,
Председатель Коллегии Е.Е. Андреева