Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Никоновой В.М., содоклады начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Центральном административном округе города Москвы Чигирёвой Э.И., и.о.начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Юго-Восточном административном округе города Москвы Мезецкой Г.И. на тему: «Организация федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора за предприятиями и организациями, осуществляющими питание детей и подростков в образовательных учреждениях города Москвы в 2012-2013 гг.», выступления начальника МосГИК Калиновской И.Б., заведующего отделом гигиены детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Молдованова В.В., заведующей сектора обеспечения здоровьесбережения Управления развития инфраструктуры и комплексной безопсности Департамента образования г.Москвы Журавлевой О.С., заместителя генерального директора ООО «Комбинат питания «КОНКОРД» Тихонова Д.А., заместителя генерального директора ООО «ВИТО-1» Максимовой Л.С., коллегия отмечает, что одним из приоритетных направлений в деятельности Роспотребнадзора является федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор за организацией питания детей и подростков в образовательных учреждениях.

Рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должно быть предметом особого внимания государства.

Качество питания влияет на заболеваемость алиментарно-зависимыми заболеваниями. У детского населения г.Москвы в 2012 году по отношению к 2008 году наблюдается снижение показателей заболеваемости гастритом и дуоденитом, увеличение показателей заболеваемости неинфекционным колитом, стабилизация показателей заболеваемости болезнями желчного пузыря. У подростков отмечается снижение первичной заболеваемости и распространенности язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки и увеличение заболеваемости неинфекционным колитом, болезнями желчного пузыря и поджелудочной железы. Наиболее высокие уровни распространенности среди подростков болезней органов пищеварения в 2012 году зарегистрированы в Центральном административном округе - 206,4 на 1000 населения. У детей в 2012 году первичная заболеваемость болезнями органов пищеварения преобладала в Северном, Северо-Западном, Северо-Восточном и Центральном административных округах, в которых показатели превышали средние по городу Москве уровни.

Питание детей и подростков в городе Москве организовано во всех дошкольных и общеобразовательных учреждениях, в том числе в 1781 общеобразовательном учреждении (количество учащихся - 792667 человек), 1535 дошкольных учреждениях (количество воспитанников - 465477 человек), 254 учреждениях начального и среднего профессионального образования (количество учащихся 91702 человека), 35 школах-интернатах (количество учащихся 5603 человек), 57 учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (количество учащихся 3895 человек).

Все 100% воспитанников дошкольных учреждений, различных видов интернатных учреждений, студенты государственных учреждений начального и среднего профессионального образования получают горячее питание.

Контингент учащихся, не охваченных горячим питанием, имеется, в основном, в государственных общеобразовательных школах. По итогам 1-й четверти 2013-2014 учебного года количество школьников, получающих в школе горячее питание, составило 621100 человек или 76% от общего числа учащихся. По-прежнему все учащихся 1 -4 классов получают горячее питание за счет средств бюджета. Среди учащихся 5-11 классов охвачено горячим питанием только 68,2 % учащихся. Показатель охвата питанием школьников в Москве ниже, чем в среднем по России. По данным Ропотребнадзора в прошлом 2012-2013 учебном году показатель охвата школьников горячим питанием в целом по Российской Федерации составлял 88,0%. Наиболее высокие показатели отмечались по Уральском ФО - 91,6% и Сибирском ФО - 91,2%; наиболее низкие показатели отмечались по Северо-Кавказскому ФО - 61,7%.

В настоящее время в Москве осуществляют организацию питания в образовательных учреждениях 16 школьно-базовых предприятий (далее - ШБП) по государственным контрактам и 7 ШБП соисполнителей по договорам.

В 2011 году в городе Москве стартовал проект «По организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений города Москвы индустриальным способом». В рамках этого проекта компания «Конкорд» организует питание в образовательных учреждениях в Северном, Северо- Западном, Центральном, Северо-Восточном, Центральном, Юго-Восточном административных округах города Москвы.

За истекший период 2013 году проведены 251 плановая проверка, 137 внеплановых проверок, 18 административных расследований, 27 эпидемиологических расследований.

Внеплановые проверки проводились по следующим основаниям:

 

  1. по заданию прокуратуры-40%;
  2. по контролю ранее выданных предписаний - 35%;
  3. по рассмотрению обращений граждан - 20% ;
  4. по иным показаниям - 5%.

 

Количество жалоб в 2013г. сократилось по сравнению с 2012 г. в 3 раза (в 2012 - 58 обращений, в 2013 - 19). Необоснованных жалоб - по 30% и в 2012, и в 2013 годах.

Основными нарушениями на базовых предприятиях питания и в пищеблоках образовательных учреждений являются:

 

  • неудовлетворительное санитарное состояние и содержание помещений пищеблока;
  • нарушения условий и сроков годности продукции.
  • нарушения требований санитарной маркировки технологического, холодильного, оборудования, инвентаря.
  • неправильное оформление бракеражных журналов
  • нарушения правил раздачи и порционирования кулинарной продукции;
  • нарушение требований к режимам санитарной обработки и хранения оборудования и инвентаря;
  • нарушения требований к соблюдению правил личной гигиены;
  • нарушения сроков прохождения медицинских осмотров.

 

По результатам проверок за отчетный период 2013 год вынесено 466 постановлений о назначении административных наказаний в виде административных штрафов на общую сумму 3.380.500 рублей (в т.ч. 392 на должностное лицо и 72 - на юридическое лицо). Сумма штрафных санкций, вынесенных в 2013 г., выросла на 25% по сравнению с общей суммой штрафов, назначенных в 2012г.

Проверки базовых предприятий питания и пищеблоков образовательных учреждений проводятся с обязательным лабораторным и инструментальным контролем. Анализ результатов лабораторных исследований за 2012 г. позволяет сделать вывод о недостаточном планировании лабораторных исследований молочной, соковой, масложировой продукции на соответствие требованиям технических регламентов.

Специалистами Государственной инспекции города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за 10 мес.2013г. проверено 173 контракта на поставку пищевых продуктов и оказание услуг по организации питания в 510 образовательных учреждениях всех административных округов Москвы. Из проинспектированных 596,6 т пищевых продуктов не допущено к дальнейшему использованию в питании детей и подростков 10,4 т или 9,8 % от проверенного количества (в 2012г. -10,9%).

Наибольший процент нарушений приходится на поставку пищевых продуктов с неудовлетворительными органолептическими показателями (46% от забракованного количества продукции); с более низкими качественными характеристиками, чем предусмотрено условиями контрактов (21 %); с неполной и/или недостоверной информацией в маркировке (15%); без маркировки - обезличенной (9%); с нарушенной упаковкой изготовителя (4%); без документов, подтверждающих качество и безопасность (2%); с остаточными сроками годности на момент поставки менее 50 % (1%); с истекшими сроками годности (0,6 %). Кроме того, выявлены нарушения условий контрактов в части:

  • неравноценной по пищевой ценности замены блюд;
  • нарушения рецептур и технологии приготовления блюд;
  • занижения массы порций блюд от 5% до 40% и несоблюдения сроков реализации блюд и кулинарных изделий;
  • отсутствия технологических карт;
  • указания в маркировке авансового времени приготовления;
  • доставки блюд и кулинарных изделий с неполной маркировкой, неспециализированным транспортом, без использования изотермических емкостей (термосов);
  • отсутствия необходимого технологического оборудования;
  • отсутствия весоизмерительных приборов для контроля массы порций блюд.

По результатам проверок выдано 312 предписаний об устранении выявленных нарушений и запрещении использования некачественной и опасной продукции общей стоимостью 1 млн. 629 тыс. рублей.

Претензионная работа проведена по 173 актам (сумма штрафных санкций составила 2 млн. 11 тыс. рублей).

В целях совершенствования организации питания Департаментом образования города Москвы проводится работа по совершенствованию процедур проведения торгов по питанию (торги проводятся в форме открытого конкурса), размещению государственного заказа по питанию централизовано на уровне административных округов города Москвы. Примерное меню с 2013 года является ответственностью организатора питания.

Усилена ответственность исполнителя контракта, оснащение пищеблоков образовательных учреждений производится совместно с организаторами питания с учетом современных стандартов и технологий;

С учетом опыта работы в I полугодии 2013 года Департаментом образования города Москвы внесены изменения в типовую конкурсную документацию, используемую заказчиками для проведения торгов по питанию на 2014 год, принято решение о заключении государственных контрактов на период с 01 января 2014 года по 31 июля 2015 года. Департаментом успешно опробованы механизмы расторжения государственного контракта в рамках действующего законодательства с недобросовестным поставщиком пищевых продуктов.

В договора внесен пункт, позволяющий образовательным организациям привлекать к контролю за качеством оказания услуг независимых экспертов (по решению Управляющего совета). Актуализированы требования к качеству используемых пищевых продуктов в соответствии с изменениями национальных стандартов Российской Федерации и технических регламентов на различные виды продукции. Разработана схема ведения претензионной работы.

 

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Начальнику отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Управления Роспотребнадзора по г.Москве:

1.1. Усилить контроль и надзор за организацией питания в образовательных учреждениях, уделяя особое внимание соблюдению требований к рационам питания, работе технологического и холодильного оборудования, срокам реализации сырья и готовых блюд в базовых предприятиях питания и на пищеблоках.

Срок: постоянно

1.2. Продолжать осуществлять мониторинг за инфекционной и неинфекционной заболеваемостью, связанной с фактором питания с ранжированием по возрастным группам и округам.

Срок: постоянно

1.3.Обобщать имеющиеся результаты надзора, используя данные лабораторного контроля, и своевременно информировать органы исполнительной власти о нарушениях санитарного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей при организации питания в образовательных учреждениях города для принятия своевременных мер административного воздействия.

Срок: постоянно

1.4.Обеспечить взаимодействие с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» при организации лабораторно-инструментального контроля в базовых предприятиях питания и на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с приоритетными показателями.

Срок: 10.01.2014.

1.5. Проработать со специалистами территориальных отделов результаты федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за предприятиями и организациями, осуществляющими питание детей и подростков в образовательных учреждениях города Москвы в 2012-2013 гг.

Срок: 10.01.2014.

1.6. Организовать мониторинг за результатами лабораторно-инструментальных исследований, выполняемых организациями осуществляющими питание детей и подростков по программам производственного контроля.

Срок постоянно.

2. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г.Москве:

2.1. Применять меры административного воздействия, адекватно выявленным нарушениям, в соответствии с действующим законодательством;

Срок: постоянно.

2.2. Проводить внеплановые проверки предприятий-поставщиков, при выявлении нарушений по поставке продуктов питания;

Срок: постоянно.

2.3. При проведении проверок обеспечить организацию лабораторно­инструментального контроля в базовых предприятиях питания и на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с приоритетными показателями:

  • бактериологический и санитарно-химический контроль за питьевой водой, в том числе бутилированной водой, расфасованной в ёмкости. Контроль за соответствием физиологической полноценности макро- и микро-элементного состава питьевой бутилированной воды требованиям, указанным на маркировке.
  • физико-химические показатели идентификации продуктов детского питания на молочной основе для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста (согласно ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» №88 от 22.06.2008г.;)
  • физико-химические показатели идентификации соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания (согласно ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» № 178 от 27.10.2008г;)
  • физико-химические показатели идентификации масло-жировой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания (согласно ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» № 178 от 27.10.2008г;)
  • показатели идентификации продуктов на мясной основе, колбасных изделий для питания дошкольников и школьников, согласно раздела 13 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологического надзору.

Срок: 10.01.2014.

2.4. При проведении проверок обращать внимание на вопросы, связанные с оценкой режимов приема пищи и органолептической оценкой блюд рационов питания обучающимися, количеством неиспользованных порций.

Срок: Постоянно.

2.5.Провести совместно с территориальными управлениями Департамента образования города Москвы и представителями родительской общественности совещания по результатам федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора за предприятиями и организациями, осуществляющими питание детей и подростков в образовательных учреждениях округа в 2012-2013. гг.

Срок: 31.12.2013.

3. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и его филиалам в

административных округах:

3.1. Принять меры к обеспечению проведения лабораторно-инструментальных исследований в базовых предприятиях питания и на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с приоритетными показателями согласно п. 2.3. решения коллегии.

3.2.При заключении договоров на выполнение лабораторно-инструментальных исследований с предприятиями, организующими питание детей в образовательных учреждениях города Москвы, информировать заказчиков о необходимости включения исследований по приоритетным показателям согласно п. 2.3. решения коллегии.

Срок: постоянно.

 

4. Департаменту образования города Москвы:

4.1. Обеспечить проведение мероприятий, направленных на увеличение охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений.

Срок: 01.02.2014.

4.2. Обеспечить внедрение программы «Школьное молоко»

Срок: 01.02.2014.

4.3. Разработать предложения по внедрению дополнительных форм охвата питанием, включая расширение ассортимента буфетной продукции, возможности реализации продукции через вендинговые аппараты и т.п.

Срок: 01.02.2014.

4.4. Oбеспечить соблюдение санитарных норм и правил и принципов рационального питания при организации в общеобразовательных учреждениях питания школьников по двум рационам питания (обеды).

Срок: 01.02.2014.

4.5. Обеспечить  дальнейшее  укрепление материально-технической базы пищеблоков образовательных учреждений.

Срок: 01.09.2014.

4.6. Oбеспечить  снабжение  пищеблоков образовательных учреждений продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, соответствующими требованиям технических регламентов, санитарных норм и правил.

Срок: постоянно.

4.7. Обеспечить учащихся доброкачественной питьевой водой, путем включения в государственные контракты на поставку бутилированной воды требований к поставщикам по представлению результатов лабораторных исследований воды, выполненных в рамках производственного контроля, требований по своевременной очистке и замене кулеров и комплектующих к ним. Срок: постоянно.

4.8. Обеспечить проведение разъяснительной и санитарно-просветительной

работы с родителями, педагогами, учащимися, направленной на повышение охвата учащихся различными формами питания, в т.ч. на организацию полноценного питания за средства родителей (по абонементам или предварительным заказам), на формирование здорового образа жизни, правильного пищевого поведения (в т.ч. при встречах с родителями на школьных собраниях, на Совете родителей при Департаменте образования города Москвы). Срок: 01.09.2014.

4.9. Использовать средства массовой информации (сайт Департамента образования города Москвы, городские и окружные средства массовой информации) для ознакомления родителей с рационами питания для разных возрастных групп детей и населения, пропаганды здорового питания.

Срок: постоянно.

 

5. Департаменту социальной защиты населения города Москвы:

5.1.Обеспечить снабжение пищеблоков социальных учреждений для детей и подростков продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, соответствующими требованиям технических регламентов, санитарных норм и правил.

Срок: постоянно.

6. Префектурам города Москвы

6.1. Усилить контроль за работой базовых предприятий питания и их производственных филиалов (пищеблоков образовательных учреждений) в части санитарно-технического состояния объектов, наличия и исправности теплового и холодильного оборудования, соблюдения рационов питания, контроля за наличием в меню блюд, обогащенных витаминами и микронутриентами.

Срок: постоянно.

6.2. Пропагандировать и популяризировать для населения в СМИ (газеты, кабельное телевидение, электронные сайты) вопросы здорового питания.

Срок: постоянно.

6.3. Проводить встречи, круглые столы с населением, базовых предприятий питания по пропаганде здорового питания, обратив особое внимание на вопросы организации питания школьников.

Срок: постоянно.

 

7. Руководителям базовых предприятий питания:

7.1. Обеспечить снабжение пищеблоков образовательных учреждений для детей и подростков продовольственным   сырьем и пищевыми продуктами,

соответствующими требованиям технических регламентов, санитарных норм и правил.

Срок: постоянно.

7.2. Обеспечить проведение на объектах школьного питания силами школьно-базовых предприятий эффективного производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, требований технических регламентов.

Срок: 10.01.2014.

7.3. По запросам Управления Роспотребнадзора по городу Москве предоставлять информацию о результатах лабораторно-инструментальных исследований, выполняемых по программам производственного контроля.

Срок: по запросу.

Руководитель                                                                                    Е.Е. Андреева

Председатель коллегии

Обращение граждан