Решение

коллегии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве

 

11.08.2014

 

Об эффективности надзора,
осуществляемого Управлением Роспотребнадзора
по г. Москве в I полугодии 2014 года

 

Заслушав и обсудив доклады начальника отдела организации надзора
Федуновой Т.В. «Об эффективности надзора, осуществляемого Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в I полугодии 2014 года», выступления заместителя начальника отдела юридического обеспечения Нарышкиной С.Ю., начальников территориальных отделов в Восточном Ермоленко М.В., Северо-Западном Савченко Т.Х., заместителя главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Мизгайлова А.В.,  главного врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в ВАО  города Москвы Самчук Г.Ф. и главного врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в СЗАО города Москвы Ивановой И.Н.  коллегия отмечает, что Управлением проводится работа по повышению эффективности и результативности контрольно-надзорных мероприятий.

По данным отчетных статистических форм проведен анализ деятельности отделов Управления и территориальных отделов по достижению показателей эффективности контрольной и надзорной деятельности за I полугодие 2014 года.

Количество субъектов,  находящихся на контроле в Управлении в 2014 году, увеличилось до 52 773. Охват надзорными мероприятиями по субъектам надзора 12,6%.

Выполнение плана  проведения плановых проверок  составило 90,0%.

Ниже среднего показателя по Управлению отмечается выполнение плана в ЮВАО, ЦАО, на транспорте в Шереметьево, СВАО, ЮАО, САО, Сколково, Зеленограде, отделе надзора за услугами и товарами для детей и подростков, отделе надзора за условиями труда.

Основной причиной не проведения плановых проверок было прекращение осуществления вида деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по фактическому адресу.

В отчетном периоде проведено 1944 плановых проверок, 4169 внеплановых проверок, 195 административных расследований и 347 эпидрасследований.

Средняя нагрузка на 1 специалиста, непосредственно выполняющего функции по контролю составила в отчетный период 14,5, что несколько выше показателя аналогичного периода 2013 года (13,5).

В структуре проведенных проверок доля внеплановых увеличилась и составила около 68% (4169), против 66% (3885) предыдущего года.

Среди внеплановых проверок более 53% приходится на проверки, проводившиеся в случаях обращений граждан. Из них по жалобам о нарушении прав потребителей – 34,9%, по информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан – 18,3%, по контролю за исполнением предписаний 30%, проверки, проводимые органами прокуратуры с привлечением специалистов Управления - 10,2%, по приказам руководителя Роспотребнадзора - 4,1%  и по требованию прокуратуры - 2,2%. Наибольший процент неэффективных внеплановых выездных проверок отмечается по контролю предписаний и по обращениям заявителей. Не применяется ст. 19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в территориальных отделах в ТиНАО, на транспорте во Внуково и Шереметьево и в инновационном центре «Сколково».

Удельный вес отказов органами Прокуратуры города Москвы в проведении внеплановой проверки в I полугодии  2014 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом  2013 года и составил 34 %  (в 2013 – 24%), что более чем в  2 раза превышает среднероссийский показатель 15,2 %., 28,5 % от всех согласованных с прокуратурой проверок проведено без выявленных нарушений.

В 100 % согласование внеплановых выездных проверок отмечается в ЮЗАО, на транспорте в Шереметьево, отделе надзора за объектами коммунально- бытового назначения и средой обитания человека, отделе эпидемиологического надзора за ООИ и дездеятельностью.

Самое большое количество отказов было в территориальных отделах Северо-Западного (70,6%) и Восточного (70,0%), ЦАО (62,2 %), наименьшее количество - в территориальных отделах САО (7,8%), СВАО (10,5%), ЗАО (16,7%), ЮВАО (22,2%), ЮАО (22,2%).

Среди основных причин отказов: 90 % - отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, 5,5% - связано с отсутствием документов и 4,5 % - с несоблюдением требований к оформлению решения органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки.

Сократилось количество плановых проверок, в ходе которых не выявлены правонарушения. Такие проверки проводились отделом надзора на транспорте (3 проверки из 13), отделом надзора за условиями труда и радиационной гигиены (1 из 11), в территориальных отделах в Зеленоградском административном округе (3 из 69), Южном (2 из 240) и Юго-Восточном (1 из 197) административных округах.

За нарушения санитарных норм и правил и законодательства в сфере защиты прав потребителей Управлением вынесено около 11 тысяч постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа (в 2013 году – более 9 тысяч). В отчетном году в 1,5 раза увеличилось число привлечённых к административной ответственности юридических лиц (в 2014 году  5384 постановления, за 1 полугодие 2013 – 3461).

Общая сумма штрафов по постановлениям, вынесенным Управлением, составила более 189 миллионов рублей, что в 2 раза больше, чем в 1 полугодии 2013 года (около 94 млн.руб.). Общая сумма наложенных на юридических лиц штрафных санкций составила около 165 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем в предыдущем году (около 76 млн.руб.). Средняя сумма на 1 наложенный штраф по Управлению в 1 полугодии 2014 года увеличилась по сравнению с 1 полугодием  2013 года и составила 17,3 тыс.рублей против 10,3 тыс.рублей.

За отчетный период Управлением на рассмотрение в суды направлено 621 административное дело.  Судом принято решение об административном приостановлении деятельности по 44 делам, что в 2 раза выше показателя аналогичного периода 2013 года; вынесено 515 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа  и 9 в виде штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения. Общая сумма штрафов по решениям и постановлениям судов составила за 6 месяцев 2014 года 27 миллионов 491 тысяч рублей, что в 4 раза выше показателя 2013 года.

Увеличилось количество принятых судом решений в пользу Управления до 91,6 % от общего количества направленных на рассмотрение дел, за 6 месяцев 2013 года этот показатель составлял 59%.

Показатель удержания суммы наложенных штрафов за 6 месяцев 2014 года 69%. За несвоевременную оплату штрафа в суды на рассмотрение направлено 25 дел по ст.20.25 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 1 миллион 450 тысяч рублей. В 1 полугодии 2014 года территориальными отделами в Зеленоградском АО, ЮАО, СЗАО, ЮЗАО, Внуково, ТиНАО, Сколково этот состав не применялся.

За отчетный период судебным приставам-исполнителям передано 123 дела по вопросам исполнения решений судов об административном приостановлении деятельности.

Отмечается несоответствие количества постановлений по делам об административных правонарушениях по ст.20.25 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и количества материалов, направленных судебным приставам: в ЮАО судебным приставам направлено 13 материалов, но статья 20.25 ч.1 не применялась, в  ЮВАО судебным приставам направлено 31 материал и 1 дело по ст.20.25.ч.1., в СЗАО направлено 5 материалов, ст. 20.25 ч.1 не применялась, в ЗАО направлено 16 материалов, 4 дела по ст.20.25.ч.1.

В связи с выявлением продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующих санитарным правилам или не имеющих сопроводительной документации в I полугодии  2014 год было забраковано 7,4  тонны указанной продукции, что на 30% меньше, чем в I полугодии  2013 года, когда этот показатель составлял 10,5 тонн.

Существенно снизились объёмы забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов в ЮЗАО, ЗАО, не применяется такая мера на протяжении двух лет территориальным отделом на транспорте во Внуково.

В соответствии со ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов Управлением направлено в суд 294 материала (1 полугодие 2013 года – 262). Из них, по 263 материалам ( 1 полугодие 2013 года - 160) принято решений о назначении административного штрафа на сумму 22 миллиона 340 тысяч рублей (1 полугодие 2013 года – 3282,5) , по 3 материалам судом прекращено производство по делу.

Количество составов административных правонарушений по которым Управлением Роспотребнадзора по г. Москве применялось административное производство составило – 55 из 88 возможных (1 полугодие 2013 года – 47 из 75 возможных).

В связи с принятием Федерального закона от 23.02.2013 № 15–ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», должностные лица Управления наделены полномочиями осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренными статьями 6.24, 6.25, 14.3.1., 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в совокупности 9 составов). В соответствии с данными полномочиями, Управление привлекло к административной ответственности 78 виновных лиц. Общая сумма административных штрафов за нарушение «антитабачного закона» -2 млн.164 тысячи рублей.

За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля  и действий, повлекших невозможность проведения или завершения проверки в суды на рассмотрение направлено 13 дел по ст.19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом приняты решения о назначении административных наказаний в виде штрафа на сумму 150 тысяч рублей.

Управлением направлено в суд 6 материалов в соответствии со ст. 19.7.5-1 КоАП Российской Федерации за нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности. Из них, по 5 материалам принято решений в пользу Управления. Сумма штрафных санкций за указанное нарушение составила  53 тыс.руб.

Количество проверок с применением лабораторно–инструментальных исследований по Управлению за 6 месяцев 2014 года составило 41,7%. При проведении плановых проверок лабораторно–инструментальные исследования применялись в 97,1%, что выше показателя 2013 года - 91,1%.

В целом выполнение государственного задания  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» составило 119,2 %.

Из 11 086 выполненных поручений в I полугодии 2014 года 60 исполнены с нарушением сроков.

Необходимо рассмотреть возможность систематической корректировки государственного задания в ходе текущего года для своевременной замены выполнения государственных услуг в части исследований и замеров, проводимых по обращениям граждан и в связи с исключением ряда проверок из плана Прокуратурой г. Москвы. Обеспечить единый подход к учету выполнения государственных услуг со стороны Управления и ФБУЗ.

Специалистами ФБУЗ не проводятся исследования  содержания остаточного хлора в воде на месте отбора, что приводит к недостоверным результатам.

До сих пор в таких филиалах ФБУЗ, как Внуково, Шереметьево, ЗАО, ЮВАО, ТиНАО не внедрены методы исследований на соответствие продукции требованиям  технических регламентов для обеспечения надзорной деятельности территориальных отделов.

Не в полном объёме исполнено решение Коллегии Управления от 16.12.2013 года «Об эффективности федерального государственного надзора, осуществляемого Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в сфере защиты прав потребителей» в части организации работы консультативного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по подготовке в суды проектов заявлений в защиту неопределённого круга лиц и конкретных потребителей и разработки памяток для потребителей На основании вышеизложенного

коллегия   решает:

  1. Начальникам отделов, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве:

1.1.             Обеспечить проведение мониторинга эффективности и результативности проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в части контроля исполнения предписаний, применения лабораторно-инструментальных исследований, возбуждения дел об административном правонарушении, при выявлении нарушений.

Срок: в течение года.

 

1.2.             Обеспечить проведение анализа эффективности и результативности проводимых проверок с обсуждением результатов на оперативных совещаниях.

Срок: ежеквартально.

 

1.3.         Обеспечить проведение анализа причин отказов Прокуратуры по проведению внеплановых проверок и принять меры по исключению случаев направления заявлений в Прокуратуру при отсутствии оснований, необходимых документов и нарушений порядка оформления распоряжений.

Срок: постоянно.

 

1.4.         Обеспечить личный контроль за соблюдением требований к оформлению заявления о согласовании в Прокуратуре  проведения внеплановой выездной проверки.

Срок: постоянно.

 

1.5.             Обеспечить контроль выполнения государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и его филиалами по достижению запланированных количественных и качественных показателей и ежемесячный анализ его исполнения.

Срок: постоянно.

 

1.6.             Обеспечить квалифицированное применение норм административного законодательства, применение всего спектра статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, входящих в компетенцию органов Роспотребнадзора.

Срок: постоянно.

 

1.7.             В полной мере использовать права, предоставленные действующим законодательством Российской Федерации, по направлению материалов в судебные органы, в том числе протоколов, по которым возможно назначение наказания в виде административного приостановления деятельности, конфискации, дисквалификации, прекращение деятельности.

Срок: постоянно.

 

1.8.             Обеспечить направление в суды материалов, содержащих полную доказательную базу, в том числе правильную квалификацию правонарушений.

Срок: постоянно.

 

1.9.             Использовать в полной мере предоставленные полномочия при осуществлении контроля за своевременным удержанием наложенных штрафов: одновременное возбуждение дел об административном правонарушении  по ч.1 ст.20.25 КоАП Российской Федерации и направление материалов судебным приставам исполнителям для принудительного удержания.

Срок: постоянно.

 

1.10  В полной мере использовать права, предоставленные законодательством Российской Федерации по изъятию из оборота пищевых продуктов и продовольственного сырья специалистами всех надзорных отделов.

 

Срок: постоянно.

1.11.        Обеспечить повышение уровня и качества работы, характеризующей степень участия в судебной защите нарушенных прав потребителей.

Срок: постоянно.

1.12.        Активизировать работу по  направлению в суды исков в защиту неопределенного круга потребителей.

Срок: постоянно.

 

  1. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве обеспечить проведение интегральной оценки деятельности специалистов  в соответствии с Методикой оценки эффективности и результативности деятельности специалистов и представление данных в отдел организации надзора.

Срок: по итогам полугодия (до 05 августа) и года (до 05 февраля).

 

  1. Начальнику отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по г. Москве Федуновой Т.В. организовать заслушивание на оперативных совещаниях начальников отделов, территориальных отделов:

3.1.         по итогам работы за 9 месяцев 2014 года;

Срок: октябрь 2014 года

3.2.              реализации полномочий в соответствии с  Федеральным Законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма»;

 

Срок  октябрь, ноябрь 2014 года

 

3.3.              о соблюдении требований Технических регламентов  при проведении плановых и внеплановых проверок.

Срок  октябрь, ноябрь 2014года

 

  1. Начальнику отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по г. Москве Кирееву Т.Г. обеспечить оперативное размещение на сайте Управления информации о судебной практике Управления.

 

Срок: в течении года.

 

  1. Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Иваненко А.В. обеспечить:

5.1.         Организацию консультаций по телефону консультативного центра, дежурство по «горячей линии» сотрудников отдела ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" и подготовке заявлений в суд в защиту определённого потребителя и неопределённого круга потребителей.

Срок: до 01.09.2014г.

 

5.2.         Информирование сотрудников об обязательном руководстве  требованиями действующих нормативных документов при подготовке экспертных заключений.

Срок: до 15.08.2014г.

 

5.3.         Внедрение методов исследований на соответствие требованиям Технических регламентов.

Срок: по мере утверждения (внедрения) Технических регламентов

5.4.         Проведение сотрудниками лабораторий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» исследований на содержание остаточного хлора в воде на месте отбора пробы.

Срок: постоянно

5.5.         Предоставление протоколов и экспертных заключений по результатам проведения экспертизы при надзорных мероприятиях в 2-х экземплярах.

 

Срок: постоянно

 

5.6.         Актуализацию информации в разделе «Инфотека» и базы данных судебных решений сайта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».

 

Срок: постоянно

 

5.7.         Продолжить работу консультативного центра по вопросу разработки памяток для потребителей.

Срок постоянно

 

 

 

Руководитель,

Председатель Коллегии                                                                Е.Е. Андреева

Обращение граждан