Решение
коллегии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекапо городу Москве
Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора
по г. Москве в 2014 году и задачи на 2015 год
Заслушав доклад руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве Е.Е. Андреевой «Итоги деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в 2014 году и задачи на 2015 год», содоклад начальника отдела эпидемиологического надзора за особо опасными инфекциями и дезинфекционной деятельностью Т.Н.Ивановой, доклад главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» А.В. Иваненко «О выполнении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» государственного задания за 2014 г.», выступление заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Л.М. Печатникова, заместителя прокурора города Москвы Ю.А.Катасонова, Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы И.И.Калины, Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента здравоохранения А.И.Хрипуна, коллегия отмечает, что деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в 2014 году осуществлялась в соответствии с Основными направлениями деятельности и Планом основных организационных мероприятий.
В 2014 году в целях повышения эффективности и результативности федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и достижения индикативных показателей.
Основная оптимизация внутренней организации Управления прошла в 2013 году и в 2014 году структура не менялась.
Укомплектованность Управления гражданскими служащими 75,1% (2013г. – 72,7). Фактическая численность на 31.12.2014 составила 763 человека (2013 г. – 739). В то же время число специалистов, осуществляющих непосредственно надзор, сократилось с 472 до 462. В центральном аппарате фактическая численность составляет 198 человек, в территориальных отделах работает 565 человек.
По итогам завершения приёмной кампании 2014 года на медико-профилактический факультет Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, конкурс среди целевых абитуриентов впервые превысил 2 человека на место, несмотря на увеличение целевых мест до 20.
В 2014 году в Управлении прошли практическую подготовку 250 студентов 5 и 6 курсов медико–профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. В настоящее время в Управлении работают 3 интерна и 8 молодых специалистов после окончания интернатуры 2014 г.
В сентябре 2014 года между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Правительством Москвы заключено Соглашение о взаимодействии в части создания дополнительных условий для защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории города Москвы с использованием государственной информационной системы «Наш город. Программа развития Москвы».
Всего Управлением заключено 17 Соглашений о взаимодействии с 24–мя территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы.
Всего предоставлено 20 810 государственных услуг. Средняя оценка составила 4,45 баллов.
По итогам работы за 2014 год результативность и эффективность осуществления государственного надзора характеризуется следующими показателями.
В отчетном году проведено 3 358 плановых проверок, что на 6% меньше количества проверок предыдущего года. Сокращение числа плановых проверок связано с исключением проверок из проекта плана прокуратурой, реорганизацией или ликвидацией организаций (3,5%), не проведением плановых проверок из-за прекращения деятельности по фактическому адресу и отсутствием информации о месте нахождения субъекта (15%).
Внеплановых проверок в 2014 году проведено 9 075, что составило 73%, в 2013 году - 9 961 (72%).
Структура внеплановых проверок в сравнении с 2013 годом практически не изменилась.
Сократилось число проведенных административных расследований с 777 в 2013 году до 460 в 2014 году.
Незначительно снизилось количество поданных в органы Прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок (на 11%). В то же время процент отказов прокуратуры в проведении внеплановых проверок (23%) превышает среднероссийский показатель.
Эффективность проводимых проверок является предметом еженедельного мониторинга и обсуждается на оперативных совещаниях руководителя, что позволило значительно улучшить показатели.
Сократилось количество плановых проверок, в ходе которых не выявлены правонарушения, в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. В 2014 году - 0,3% , в 2013 году –0,8%..
Исключены случаи не привлечения к административной ответственности виновных лиц при установлении нарушений в ходе проверок.
В 2014 году, как и 2013 году Управлением не проведено ни одной проверки, результаты которой были признаны недействительными.
Проведено с участием экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» 4392 проверки, что составило 35,3% от всех проведенных проверок.
Процент применения лабораторно – инструментальных исследований при плановых проверках составил - 96,1 % .
Выполнение количественных показателей утвержденного государственного задания на выполнение работ и услуг для обеспечения надзора составило 117,4 %, финансовых – 100%.
Применяется дифференцированный подход к привлечению экспертной организации к проведению проверок с учетом утвержденного государственного задания и санитарно-эпидемиологической значимости объекта.
За нарушения санитарных законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей с учетом всех проведенных проверок и расследований вынесено более 21 тысячи постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа (в 2013 году – около 20 тысяч). В 2014 году в сравнении с 2013 годом на 27% увеличилось количество штрафов, наложенных на юридических лиц.
Общая сумма штрафов составила 399 миллиона 336 тысяч рублей, что почти на 138 миллионов больше, чем в 2013 году. Общая сумма наложенных на юридических лиц штрафных санкций составила около 352 млн. рублей, что на 38% больше, чем в предыдущем году.
Приостановлена деятельность 118 объектов (2013 году – 84, в 2012 году- 34).
В 2014 году по материалам Управления вынесено 20 решений суда о конфискации предмета административного правонарушения, в 2013 -1.
Квалификация нарушений по статье 6.3 КоАП РФ в 2014 году составила 15,5 %, в 2013 году – 32,9 % (сократилась за счет применения специальных норм).
Всего в 2014 году применялось 65 составов КоАП РФ из 92 возможных (в 2013 году – 63 из 80 возможных).
Специалисты Управления приняли участие в 1946 заседаниях судов, в 2013 году -1580.
В 2014 году Управлением направлено по подведомственности в суды 1311 дел об административных правонарушениях для вынесения решения, судом вынесено 1268 решений о назначений о назначении административного наказания.
В 2014 году было отменено 59 постановлений из 330 обжалованных (18%); в 2013 году – 24%; в 2012 году – 35%; в 2011 году– 40%.
В 2014 году было дано 106 заключений в целях защиты прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей подано 43 иска, в защиту конкретного потребителя - 14 исков.
Общая сумма возвращенных средств потребителям составила18 млн. 885 тыс. руб., в 2013 году- около 8 млн. руб..
В 2014 году в результате организации и своевременного проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, в г. Москве удалось добиться снижения показателей заболеваемости по 38 инфекционным болезням.
Количество групповых очагов инфекционных заболеваний снизилось со 145 в 2013 г. до 113 в 2014 году, количество пострадавших в них уменьшилось на 21%. Не регистрировались вспышки в летних оздоровительных учреждениях. Отмечено значительное снижение вспышечной заболеваемости острыми кишечными инфекциями. Зарегистрировано 23 групповых очага с 5 и более пострадавшими, против 35 - в 2013 г.).
За счёт всех источников финансирования было привито против гриппа 30,6% от всего населения города, что выше показателя 2013 года (27%) и превышает средний показатель по России (29,6%).
В 2014 г. зарегистрировано 540 случаев кори, показатель заболеваемости составил 4,53 на 100 тыс. населения, что выше уровня предыдущего года (4,36) и среднероссийского показателя (3,28).
Серьезной проблемой является ежегодный рост числа заболевших медицинских работников (с 6 случаев в 2011 г. до 21 в 2014 г.). В 2014 г. больные корью медработники Москвы составили 17% от общего числа заболевших медиков по России.
Медицинскими работниками не достаточно проводится разъяснительная работа с населением, в том числе при значительных отказах от вакцинации. Иммунологические комиссии не проводят работу по анализу причин отводов и их пересмотру.
В связи с обострением в 2014 году эпидемической ситуации в мире по инфекционным болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории, в том числе по лихорадке Эбола и холере, был усилен санитарно-карантинный досмотр рейсов, прибывающих из неблагополучных стран в 3-х пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в международных аэропортах Внуково, Шереметьево и Остафьево.
Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в Москве в 2014 году снизилась на 17,4% и ниже среднероссийского уровня (53,23 на 100 тыс.).
Вместе с тем, не решен вопрос модернизации программного обеспечения «Реестра больных СПИД и ВИЧ-инфицированных» Московского городского центра по борьбе со СПИД , до настоящего времени сведения о больных ВИЧ-инфекцией не поступают в режиме Он-лайн, для организации оперативного надзора.
Сократилось число объектов ЛПО III группы санитарного благополучия, так за отчетный год их количество уменьшилось с 37 до 24-х . В то же время, происходит сокращение коечного фонда стационаров инфекционного профиля.
В 2014 году в ЛПУ города в целом отмечается снижение заболеваемости инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи, в том числе гнойно-септических заболеваний. Снизились показатели внутрибольничной заболеваемости родильниц и новорожденных. Групповых очагов внутрибольничной заболеваемости новорожденных в 2014 году не отмечалось.
Охват горячим питанием воспитанников и учащихся образовательных учреждений вырос с 89,3% в 2013 году до 93,2% в 2014 году, за счёт увеличения охвата горячим питанием учащихся 5-11 классов.
За время пребывания в образовательных учреждениях отмечается рост показателей заболеваемости так называемыми «школьными» болезнями, в том числе с понижением остроты зрения, со сколиозом, отмечается рост заболеваемости ожирением, особенно, среди подростков.
По итогам летней оздоровительной кампании 2014 года выраженный оздоровительный эффект зарегистрирован у 95 % детей (среднероссийский показатель -91%).
При осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением требований к техническим регламентам на продукцию не в полной мере используются полномочия Роспотребнадзора по изъятию из оборота продукции, не соответствующей обязательным требованиям. Исследования продукции проводятся не по всем показателям идентификации и фальсификации.
В предыдущие годы наметилась тенденция проведения дератизационных работ преимущественно негосударственными структурами, что может привести к осложнению санитарно - эпидемиологической обстановки.
С 2014 года в Москве впервые стали проводиться одномоментные дератизационные работы.
По – прежнему, основными нарушениями на промышленных объектах являются не проведение производственного контроля на рабочих местах, на промышленных площадках, в окружении промышленных предприятий и не проведение в полном объеме предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных и опасных работах.
Результатом вышеперечисленных нарушений, а также отсутствие законодательно обеспеченного контроля органами Роспотребнадзора за проведением аттестации рабочих мест и согласования контингентов и поименных списков лиц, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам, привели к низкому уровню количества зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.
В 2013 и 2014 году зарегистрировано по 95 случаев (из них 52- зарегистрированы в ОАО «Российские авиалинии»).
В 2014 году Управлением рассмотрено 48671 (в 2013 году - 49 731) письменных обращений граждан. В том числе, по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия - 13 948 обращений, 34 тысячи обращений связаны с нарушениями прав потребителей.
Проводилась работа по разъяснению прав потребителей среди населения города Москвы, в том числе через средства массовой информации.
Разработаны памятки по 16 актуальным вопросам в сфере защиты прав потребителей, тиражирование и распространение которых для населения организовано при участии Многофункциональных центров и средств массовой информации.
В истекшем году проведено 4 Консультативных совета по защите прав потребителей. С представителями общественных объединений потребителей, банковского сообщества, крупных операторов связи, руководителями торговых сетей обсуждены актуальные вопросы по соблюдению законодательства в области защиты прав потребителей при реализации товаров и оказании услуг.
Начата практика встреч специалистов Управления с предпринимательским сообществом, саморегулируемыми организациями, профессиональными некоммерческими объединениями, в том числе в формате он-лайн, для обсуждения последних изменений Российского законодательства, а также актуальных вопросов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и в сфере защиты прав потребителей. На сайте Управления открыта рубрика «В помощь предпринимателям», где размещаются рабочие программы проведения проверок и актуальная информация о нормативных актах.
РЕШАЕТ:
1. Признать работу Управления Роспотребнадзора по г. Москве, направленную на решение задач по обеспечению устойчивой санитарно - эпидемиологической ситуации в Москве, эффективной защите прав потребителей, оптимизации контрольной и надзорной деятельности в 2014 году, удовлетворительной.
2. Начальникам отделов, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве обеспечить:
2.1. Реализацию Плана основных организационных мероприятий на 2015 год по достижению запланированных индикативных показателей.
Срок в течение года.
2.2. Проведение анализа показателей деятельности отделов, территориальных отделов, отдельных специалистов за 2014 г. и принять меры по дальнейшему повышению эффективности контрольно-надзорных мероприятий.
Срок до 01.03.2015г.
2.3. Осуществление мониторинга выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год и контроля исполнения предписаний.
Срок постоянно.
2.4. Проведение анализа эффективности и результативности проведенных мероприятий по контролю с обсуждением результатов на оперативных совещаниях.
Срок ежеквартально.
2.5. Формирование плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год с учетом риск-ориентированного подхода.
Срок 2-3 квартал 2015.
2.6. Осуществление мониторинга достижения индикативных показателей деятельности и расходования средств федерального бюджета на их достижение.
Срок постоянно.
2.7. Оптимизацию работ по предоставлению государственных услуг и перевод их предоставления в электронном виде.
Срок постоянно.
2.8. Формирование государственного задания с учетом приоритетных направлений ( лабораторные исследования по показателям идентификации и фальсификации) и 95% обеспечения лабораторно-инструментальными исследованиями плановых проверок .
Срок 3 квартал 2015 года.
2.9. Контроль за выполнением количественных и качественных показателей выполнения государственного задания ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».
Срок постоянно.
2.10. Повышение качества материалов, направляемых в Прокуратуру города Москвы, на согласование внеплановых проверок.
Срок постоянно.
2.11. Исключение некорректной квалификации административных правонарушений и применение должностными лицами специальных составов Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Срок постоянно.
2.12. Направление в суды материалов, содержащих полную доказательную базу, в том числе правильную квалификацию правонарушений.
Срок постоянно.
2.13. Использование в полной мере предоставленных полномочий при осуществлении контроля за удержанием наложенных штрафов.
Срок постоянно.
2.14. Принятие адекватных мер административного воздействия и управленческих решений при выявлении нарушений, в том числе по неудовлетворительным результатам лабораторного контроля.
Срок постоянно.
2.15. Проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение качества питания школьников в общеобразовательных учреждениях.
Срок в течение года.
2.16. Надзор за проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий по кори, направленных на стабилизацию и снижение заболеваемости корью в городе Москве.
Срок постоянно.
2.17. Организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий по гриппу с целью поддержания уровня заболеваемости гриппом и ОРВИ на социально приемлемом уровне.
Срок постоянно.
2.18. Выявляемость профессиональных заболеваний, в том числе посредством усиления контроля за организацией работодателями профилактических медицинских осмотров работников.
Срок постоянно.
2.19.Применение всех полномочий, предоставленных органам Роспотребнадзора при осуществлении надзора за соблюдением требований технических регламентов на продукцию.
Срок постоянно.
2.20. Повышение уровня и качества работы, характеризующей степень участия в судебной защите нарушенных прав потребителей.
Срок постоянно.
2.21. Подачу исков о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей.
Срок постоянно.
2.22.Активизировать работу по подаче исковых заявлений в защиту определенных потребителей и неопределенного круга потребителей.
Срок в течение года.
2.23. Обеспечить своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений и жалоб граждан.
Срок в течение года.
2.24. Проведение разъяснительной работы с населением по компетенции Управления с использованием всех средств информирования.
Срок в течение года.
2.25. Продолжить работу с предпринимательским сообществом по вопросам разъяснений полномочий органов Роспотребнадзора и актуальных вопросов по соблюдению санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Срок в течение года.
3. Начальникам территориальных отделов Управления, начальнику отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Управления Т.П.Рябенко обеспечить:
3.1. Осуществление контроля за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей в образовательных организациях с учетом изменения структуры учреждения образования.
Срок до 01.03.2015г.
3.2. Организовать проведение лабораторно-инструментального контроля при осуществлении надзора в образовательных учреждениях в соответствии с приоритетными показателями (уровней шума, электромагнитных полей и концентраций аэроионов, параметров микроклимата, контроль за питьевой водой, в том числе бутилированной, определение показателей идентификации продуктов питания, исследования товаров детского обихода).
Срок до 01.03. 2015г.
3.3. Обеспечить контроль за выполнением планов-мероприятий по подготовке к новому 2015/2016 учебному году.
Срок до 01.09.2015г.
4.И.о. начальника отдела государственной службы и кадров Н.А.Радченко обеспечить:
4.1. Работу с учащимися ГБОУ СОШ № 315 и Первым МГМУ им. И.М. Сеченова по привлечению в службу профильных специалистов.
Срок до марта 2015 года.
4.2. Реализацию плана противодействия коррупции в Управлении Роспотребнадзора по г.Москве.
Срок постоянно.
4.3. Организацию обучения специалистов Управления по программам дополнительного профессионального образования и по государственной гражданской службе.
Срок постоянно.
5. Начальнику отдела эпидемиологического надзора за особо опасными инфекциями и дезинфекционной деятельностью Т.Н. Ивановой внести предложение по изменению Федерального законодательства в части передачи полномочий по принятию решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации
Срок до 25.02.2015г.
6. Начальнику отдела надзора за состоянием коммунально-бытовых объектов и средой обитания человека А.И Худобородову, начальнику отдела ЧС и мобилизационной подготовки А.Ш.Махмудову подготовить проект регламента о взаимодействии Управления Ропотребнадзора по г. Москве, территориального органа Росприроднадзора, Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве», ГПБУ «Мосэкомониторинг», ГУ МЧС России по г. Москве.
Срок до 16.05.2015г.
7. Начальникам отделов эпидемиологического надзора Н.Н.Фомкиной и надзора за лечебно-профилактическими учреждениями Е.П. Игониной обеспечить:
7.1. Оперативное рассмотрение вопросов по состоянию заболеваемости корью на Рабочей группе по координации проведения противоэпидемических мероприятий по кори в городе Москве при заместителе Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Л.М.Печатникове .
Срок в течение года.
7.2. Подготовку материалов к коллегии Управления по вопросу «О состоянии инфекционной заболеваемости в городе Москве в 2014 году и задачах по ее снижению».
Срок до марта 2015 года.
7.3. Увеличение охвата населения иммунизации по эпидпоказаниям
Срок в течение года.
7.4. Контроль за качеством планирования профилактических прививок, проведением и достоверностью представляемых данных, обратив особое внимание на иммунизацию против кори.
Срок в течение года.
8. Начальнику отдела госрегистрации и лицензирования Л.А.Саушкиной проводить анализ отзывов по качеству оказания государственных услуг, по результатам анализа совершенствовать качество предоставления услуг.
Срок ежемесячно.
9. Начальнику отдела организации надзора Т.В.Федуновой обеспечить :
9.1. Организацию заслушивания выполнения настоящего решения на коллегии по итогам деятельности Управления за первое полугодие 2015 года и на оперативных совещаниях Управления.
Срок до июля 2015 года, в течение года.
9.2. Контроль за выполнением количественных и качественных показателей выполнения государственного задания ФБУЗ« Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».
Срок постоянно.
9.3 Актуализацию Соглашений о взаимодействии Управления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы.
Срок до марта 2015 года.
10. Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» Иваненко А.В.:
10.1. Обеспечить проведение лабораторно-инструментального контроля в образовательных учреждениях в соответствии с приоритетными показателями.
Срок до 01.03. 2015г.
10.2.Организовать ведение электронного реестра выданных заключений о возможности функционирования базовых станций
Срок до 16.04.2015г.
10.3.Активизировать работу по консультированию потребителей, в том числе через многофункциональные центры и организации Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Срок до 01.04.2015г.
10.4.Обеспечить своевременное наполнение инфотеки по судебным решениям в сфере защиты прав потребителей на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве»
Срок постоянно.
10.5.Продолжить разработку памяток для потребителей по актуальным темам с учетом поступающих обращений граждан.
Срок постоянно.
Руководитель Е.Е. Андреева