Мы понимаем, что осознанно подвергаемся воздействию радиационного излучения, когда по необходимости проходим лечебные или диагностические процедуры в лечебно-профилактических учреждениях. При этом соблюдение требований радиационной безопасности, как пациента, так и медицинского персонала, гарантируется лечебно-профилактическим учреждением.
Мы понимаем, что радиационный контроль необходим на таких предприятиях, как научно-исследовательские институты, ВУЗы, промышленные предприятия, атомные электростанции. На этих объектах осуществляется надзор за соответствием эксплуатации санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Но бывают моменты в жизни, когда мы контактируем с радиоактивными веществами, при этом, даже не догадываясь, какой опасности подвергаем себя и окружающих.
Например, на память о поездке в горы мы можем привезти домой красивый камень. На память о любимом дедушке – передавать из поколения в поколения старые корабельные часы или другой измерительный прибор, циферблат которого так красиво светится в темноте. И только случайно, при прохождении таможенного контроля в международном аэропорту, узнаем, насколько опасными для здоровья являются наши памятные вещицы.
Так, в августе 2010 года гражданка Г. возвращалась домой в Москву из бывшей союзной республики, где гостила у родственников. Она везла в красивом пластиковом футляре прибор (авиационный высотомер) в память о своем отце-летчике. При прохождении таможенного контроля в аэропорту Внуково сработала стационарная система радиационного контроля «Янтарь». Сотрудники таможни провели обследование высотомера и обнаружили, что гамма-излучение на поверхности прибора превышает фоновое излучение в аэропорту в 90 раз! По СанПиН 2.6.1.1281-03 «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировке радиоактивных материалов (веществ)», мощность дозы на поверхности упаковки не должна превышать 2,5 мкЗв/час, а на приборе регистрировалось 9,01 мкЗв/час. Спектральный анализ определил радионуклид, им оказался радий-226. Осознав, какую опасную вещь женщина везла домой своим детям, гражданка Г. категорически отказалась забрать высотомер. Прибор был утилизирован в соответствии требованиями законодательства.
В апреле 2011 г. у гражданина Украины «зазвенели» при прохождении таможенного контроля старые часы в деревянном корпусе – очередная семейная реликвия. Оказалось, что циферблат и стрелки часов в составе покрытия имеют радий, который со временем осыпается и загрязняет окружающие предметы. На наружной поверхности часов гамма-излучение составило 7,85 мкЗв/час при естественном фоне 0,15 мкЗв/час. Сотрудниками таможни данный раритет был изъят, направлен на экспертизу, по результатам которой передан для переработки в соответствующую организацию.
В январе 2011 г. у гражданина Литвы К. выявлен объектив к фотоаппарату «Olimpus» с повышенным гамма-излучением (в 5 раз больше естественного фона в аэровокзальном комплексе), при спектральном анализе выявлен природный радионуклид – торий-232, который используется в производстве оптического прибора. В данном случае эксплуатация объектива возможна при соблюдении требований радиационной безопасности, а именно: транспортировка в упаковке, которая снижает гамма-излучение до нормируемых цифр и ограничением времени контакта с прибором фотографа для снижения облучения хрусталика глаза.
И таких примеров много. Чаще всего за 2010-2012 гг. система «Янтарь» в международном аэропорту «Внуково» срабатывала на багаж пассажиров, прилетающих из Турции. В багаже находились сварочные электроды, содержащие в своем составе природный радионуклид торий-232. Излучение на поверхности данного товара превышало фоновое в 2-10 раз, но при этом укладывалось в нормативы СанПиН 2.6.1.1281-03 «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировке радиоактивных материалов (веществ)».
Радиационный контроль пассажиров и их багажа, пересекающих госграницу, осуществляется круглосуточно сотрудниками таможни, что позволяет не только предотвратить перевозку незаявленного радиоактивного материала, вывоза или транзита контрабанды, но и предупредить пассажиров об опасности, которую несет в себе их собственный багаж.