Рациональное питание детей и подростков важнейшее условие, обеспечивающее их гармоничный рост, своевременное созревание функций различных органов, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание детей и подростков в городе Москве в 2013 году было организовано во всех образовательных учреждениях.
Одноразовое горячее питание (завтрак или обед) за счет средств бюджета города Москвы предоставляется воспитанникам групп кратковременного пребывания в дошкольных организациях, обучающимся 1 - 4 классов государственных школ и студентам государственных учреждений профессионального образования.
Двухразовое питание (завтрак и обед) получают в государственных школах учащиеся из социально незащищенных категорий.
Трехразовым бесплатным питанием (завтрак, обед, полдник) ученики кадетских школ-интернатов.
Полноценное 4-х разовое питание получают воспитанники дошкольных организаций с 12-ти часовым пребыванием детей.
Для воспитанников круглосуточных дошкольных учреждений и школ – интернатов организовано 5-ти или 6-ти разовое питание.
Стоимость рациона в день составила в среднем от 177 рублей до 330 рублей.
Таким образом, все 100% воспитанников дошкольных и интернатных учреждений, студенты государственных учреждений начального и среднего профессионального образования получают горячее питание.
Контингент учащихся, не охваченный горячим питанием, имеется только в общеобразовательных школах. В 2012-2013 учебном году охват питанием обучающихся 1-11 классов в общеобразовательных учреждениях по данным территориальных отделов Управления составил 81,4 %. При этом среди учащихся 1-4 классов горячее питание за счет средств бюджета получали 99,2 %, а среди учащихся средней и старшей школы, было охвачено горячим питанием лишь 68,5 %.
Проблема низкого охвата питанием школьников 5-11 классов является главной проблемой организации питания детей и подростков организованных коллективов в городе Москве.
Решить эту проблему можно только совместными усилиями, с привлечением родительской общественности. Зачастую низкий охват питанием учащихся обусловлен именно невниманием родителей к организации питания детей. Базовыми предприятиями города предлагаются альтернативные меню разной ценовой категории. Организаторы питания и руководители образовательных учреждений должны доводить до сведения родителей информацию о возможности питания учеников за наличный расчет, учитывать их пожелания при разработке рационов, территориальные особенности спроса.
С целью популяризации школьных обедов с 2012 года в образовательных учреждениях базовыми предприятиями предлагается два варианта обедов. Наряду с преимуществами выбора такая организация питания имеет и свои недостатки. Не во всех школьных пищеблоках имеется достаточный набор технологического и холодильного оборудования для одновременного приготовления и реализации двух разных рационов. Кроме того, ребенок не всегда может самостоятельно сделать выбор в пользу блюда с высокой биологической ценностью.
В городе в 2013 году осуществляли организацию питания в образовательных учреждениях 16 базовых предприятий питания по государственным контрактам и 7 базовых предприятий соисполнителей по договорам. Государственные контракты на оказание услуг по организации питания обучающихся, воспитанников содержат требования к качеству пищевых продуктов и примерное меню. В питании в основном используются специализированные продукты для дошкольного и школьного питания или приближенные к ним по пищевой ценности продукты, не содержащие красителей, консервантов.
В 2013 учебном году самостоятельно без услуг базового предприятия организовывали питание воспитанников 29 дошкольных учреждений города Москвы и 58 дошкольных учреждений Троицкого и Новомосковского АО.
В основном организация питания учащихся и воспитанников образовательных учреждений осуществляется на пищеблоках, работающих по типу «столовых-доготовочных». Однако, 10 % дошкольных учреждений имеют недостаточный набор помещений пищеблока, представленный фактически одним варочным цехом с выделением зон для обработки разных видов продукции.
В каждом школьном пищеблоке, помимо реализации рационов, представлена возможность приобретения буфетной продукции.
В 2013 году специалистами Управления Роспотребнадзора по городу Москве проведены проверки базовых предприятий питания и пищеблоков образовательных учреждений, в том числе: 251 плановая проверка, 137 внеплановых проверок, 18 административных расследований, 27 эпидемиологических расследований.
Внеплановые проверки в 2013 г. проводились по следующим основаниям:
1) по заданию прокуратуры –40%;
2) по контролю ранее выданных предписаний – 35%;
3) по рассмотрению обращений граждан – 20%;
4) по иным показаниям – 5%.
Количество эпидемиологических расследований увеличилось в 2 раза по сравнению с 2012 годом, что связано с регистрацией очагов острых кишечных инфекций с пищевым путем передачи. Количество жалоб на организацию питания в 2013г. сократилось по сравнению с 2012 г. в 3 раза.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений при проверках базовых предприятий питания и пищеблоков образовательных учреждений:
- нарушения условий хранения и сроков годности продукции;
- неудовлетворительное санитарное состояние и содержание помещений пищеблока;
- отсутствие маркировки технологического, холодильного оборудования и инвентаря;
- неправильное оформление бракеражных журналов;
- нарушения правил раздачи и порционирования кулинарной продукции;
- нарушение правил обработки и хранения оборудования и инвентаря;
- несоблюдение правил личной гигиены персоналом;
- нарушения сроков прохождения медицинских осмотров.
По результатам проверок в 2013 году в отношении виновных лиц вынесено 466 постановлений о назначении административных наказаний в виде административных штрафов на общую сумму 3.380.500 рублей (в т.ч. 392 на должностных лиц и 72 - на юридических лиц). Сумма штрафных санкций в 2013 г. выросла на 25% по сравнению с 2012 г.
Проверки базовых предприятий питания и пищеблоков образовательных учреждений проводятся с использованием лабораторных и инструментальных методов контроля.
Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в 2013г. совместно в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» определены наиболее значимые показатели для проведения исследований продукции, особое внимание уделяется исследованиям на соответствие показателей сведениям, указанным на маркировке. При поступлении в адрес Управления информаций о неудовлетворительных результатах лабораторных исследований Управлением применяются меры в отношении поставщиков и производителей некачественной продукции.
Вместе с тем, в организации питания в образовательных учреждениях остается еще много проблем. С целью совершенствования организации питания детей и подростков необходима реализация мероприятий, ориентированных на увеличение охвата горячим питанием школьников 5-11 классов, на улучшение материально-технической базы пищеблоков школ, на повышение эффективности производственного, в т.ч. лабораторного контроля продукции.
В адрес Префектур г. Москвы, Департаментов образования и социальной защиты населения г. Москвы, МосГИК, территориальных отделов Управления, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», базовых предприятий питания направлены предложения по улучшению организации питания детей и подростков в организованных коллективах.