Указанное нарушение, по мнению гражданина С., выразилось в отказе ООО «Кастэл» в приёме у него товара с недостатками продавцом по месту заключения договора розничной купли-продажи по кассовому чеку от 8 апреля 2012 года.
При этом гражданину С. было предложено для предъявления претензии по качеству товара по адресу: Ясный пр-д, д. 26, к. 1, г. Москва.
По мнению гражданина С., указанные обстоятельства ущемляют его права как потребителя.
При рассмотрении жалобы гражданина С. и правовой оценке сложившейся ситуации позиция территориального отдела основывалась на нормах, регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, включая следующие основания.
1. Понятие, условия, порядок заключения договора; в том числе договора розничной купли-продажи, в том числе – оказания услуг, установлены и регулируются статьями 2, 422, 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
При этом п. 3 статьи 492 ГК РФ определяет, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Именно в этой связи законодателем установлена норма, предусмотренная п. 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», предусматривающая право потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по его выбору на замену на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); замену на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерное уменьшение покупной цены; незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.
Одновременно п. 2 той же статьи предоставляет право потребителю предъявлять указанные в п. 1 требования продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
При этом п. 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлена обязанность продавца (изготовителя), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Таким образом, отказ ООО «Кастэл» гражданину С. в приёме товара с недостатками по месту приобретения однозначно свидетельствует о нарушении п. 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
2. Как следует из представленных гражданином С. материалов, в частности, копии заявления на имя директора магазина ООО «Кастэл» «Рандеву» от 22 апреля 2012 года, ему было отказано в обмене обуви в магазине и предложено предъявить претензию по качеству товара по адресу: Ясный пр-д, д. 26, к. 1, г. Москва.
Такой же позиции придерживалось и ООО «Кастэл», ссылаясь при этом на положения п. 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающей право предъявления потребителем тех же требований изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, подменяя тем самым нормы права.
Из изложенного следует, что утверждение ООО «Кастэл», содержащееся в заявлении ООО «Кастэл» об отмене постановления территориального отдела об административном правонарушении, о том, что законодательство не содержит нормы в отношении места предъявления требований потребителем, является несостоятельным и не основанном на законе.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о допущенном ООО «Кастэл» нарушении прав гражданина С., предусмотренных п. 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», а именно: гражданину С. было отказано в обмене товара с недостатками по месту нахождения продавца.
Именно в этой связи должностным лицом государственного органа – территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Западном административном округе города Москвы – вынесено постановление о назначении административного наказания юридическому лицу ООО «Кастэл», предусмотренного ч. 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» в виде штрафа.
ООО «Кастэл» обжаловало постановление административного органа в Арбитражном суде города Москвы, однако суд признал постановление о назначении административного наказания юридическому лицу ООО «Кастэл» законным и обоснованным.