Основная масса жалоб поступала на факты продажи товаров с нарушений требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, в том числе продажа технически сложных товаров - 209 жалоб (17,1% от общего числа жалоб), из них наибольшее количество жалоб поступало на отказ продавцом вернуть денежные средства при обнаружения недостатков в сотовых телефонах с сенсорным экраном. В данном случае потребителю следует знать, что он вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата денежных средств в пятнадцатидневный срок со дня передачи потребителю такого товара. После истечения указанного срока возврат денег возможен при обнаружении существенного недостатка, нарушения сроков устранения недостатков или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения различных недостатков в товаре.
Также большое количество жалоб - 102 жалобы (8%) поступило на продажу автомобилей в кредит. Как правило, договор купли-продажи и кредитный договор подписывается не читая, не обращая внимания на розничную цену на товар, установленную в договоре, из чего она формируется. А впоследствии возникают вопросы и жалобы, что розничная цена автомобилей не соответствует цене, заявленной на сайте автосалона.
В текущем периоде неоднократно поступали жалобы на фитнес-клубы - 14 жалоб. Например: с потребителями заключались договора на оказание спортивно-оздоровительных услуг до открытия клуба. При этом сроки предоставления услуг исчислялись с момента открытия клуба, но без указания конкретной даты. В результате чего исполнение условий таких договоров осуществлялось не в полном объеме и зачастую без оказания услуг бассейна. В связи с невозможностью воспользоваться заказанными услугами бассейна, потребители обращались с заявлениями о расторжении договоров, и получали отказ в удовлетворении их требований. В результате проведенной территориальным отделом работы денежные средства в большинстве случаев были возвращены. Всего сумма возврата денежных средств по жалобам составила приблизительно 180000 рублей.
Также обращаем внимание, что при заключении договоров на оказание спортивно-оздоровительных услуг, следует внимательно ознакомиться с текстом договора, в том числе с условиями расторжения, так как они могут включать условия, ущемляющие установленные законом права потребителя.
В текущем периоде в территориальный отдел поступило 40 жалоб на нарушения в сфере оказания туристских услуг.
Так как предстоят длительные новогодние выходные, многие потребители пожелают воспользоваться туристскими услугами. В этой связи рекомендуем обратить внимание, что при заключении договора на оказание туристских услуг Вам должна быть предоставлена полная и достоверная информация о турагенте, туроператоре и турпродукте. Данная информация должна содержаться в договоре. Часто поступают жалобы на факты некачественного оказания экскурсионных услуг. Как правило, такие услуги не входят в состав турпродукта и оказываются местными исполнителями, т.е. потребители в отелях самостоятельно заключают договора на проведение экскурсий, а требования за некачественно проведенную экскурсию потом неправомерно выставляют туроператору.
При оформлении договоров могут включаться условия, ущемляющие установленные законом права потребителя в части условий отказа от исполнения договора. Следует при подписании договора внимательно ознакомиться с текстом договора и только после этого подписывать его. Претензии по оказанию туристских услуг предъявляются туроператору в письменной форме в 20-дневный срок после окончания тура и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензии.
Основная масса жалоб поступает по электронной почте через сайт Управления Роспотребнадзора без приложения документов, свидетельствующих о нарушении прав потребителей, что не позволяет в полной мере рассматривать такие заявления по существу. Значительная часть жалоб не содержит указания организационно-правовой формы и наименования юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя. Поэтому при обращении в Роспотребнадзор рекомендуем прикладывать к заявлению документы и другие доказательства нарушения Ваших прав.
Кроме того, для решения вопросов по фактам жалоб рекомендуем сначала обращаться с претензиями к продавцу или исполнителю в письменной форме. В случае неправомерного отказа в принятии жалобы Вы вправе обратиться в Роспотребнадзор с приложением необходимых для рассмотрения обращения по существу документов.
В результате рассмотрения обращений граждан удовлетворено требований в досудебном порядке в 62 случаях, потребителям возвращено денежных средств на сумму 985 тыс. рублей.