В процессе проверки, проведенной по заявлению, было установлено, что при заключении кредитного договора ООО КБ «Ренессанс Капитал» включило в кредитный договор условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, а именно:
1) – согласно п. 3.3.3 Договора №110….. от 18.06.2011г. Банк вправе обрабатывать персональные данные клиента, содержащиеся в договоре, анкете и в любых иных документах, предоставленных банку, обрабатывать любую информацию о клиенте, полученную Банком, в том числе передавать в объеме и на условиях по усмотрению Банка любым третьим лицам информацию и документы клиента/о клиенте, о кредите, задолженности по кредиту, операциях и счетах клиента, иную информацию для конфиденциального использования, что является нарушением ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Федерального Закона № 395-1 от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»;
2) - согласно разделу 4 Договора №110…. от 18.06.2011г. Банк оказывает клиенту услугу «Подключение к программе страхования» по кредитному договору и по договору о карте. Банк заключает со страховой компанией ООО «Группа Ренессанс Страхование», лицензия ФССН С № 1284 77, договор страхования в отношении жизни и здоровья Клиента в качестве заемщика по кредитному договору.
Таким образом, КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) обусловил получение кредита по договору № 110…. от 18.06.2011г. обязательным приобретением иной услуги – страхования от несчастных случаев и болезней у определенной страховой компании ООО «Группа Ренессанс Страхование» (лицензия ФССН С №1284 77), что является нарушением ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 1, п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»;
- согласно разделу 4 Договора №110…. от 18.06.2011г. клиент обязан уплатить Банку Комиссию за подключение к Программе страхования 1 в размере и порядке, предусмотренном Условиями и Тарифами, для уплаты комиссии за подключение к программе страхования 1 Банк обязуется предоставить клиенту кредит на уплату комиссии за подключение к программе страхования 1 в соответствии с условиями кредитного договора.
В кредитном договоре №110…. от 18.06.2011г., а также иных документах, являющихся неотъемлемой частью кредитного договора, отсутствует согласие гражданина-потребителя на предоставление ему кредита на уплату комиссии за подключение к Программе страхования 1.
Таким образом, Банк без согласия заемщика оказывает услугу – предоставление кредита на оплату комиссии за подключение к программе страхования 1, тем самым возложив на потребителя (Заемщика) дополнительные обязательства по страхованию жизни и здоровья, что является нарушением ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 16 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»;
- согласно разделу 4 Договора №110…. от 18.06.2011г. клиент назначает банк выгодоприобретателем по договору страхования 1 при наступлении любого страхового случая в объеме страховой суммы, но не выше суммы полной задолженности по кредитному договору.
Таким образом, Банк ограничивает право заемщика на самостоятельный выбор выгодоприобретателя в рамках программы страхования, что является нарушением ст.934 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 16 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей»;
3) - согласно разделу 4 Договора №110….от 18.06.2011г. Банк оказывает клиенту услугу «Подключение к программе страхования» по договору о карте. Банк заключает со страховой компанией ЗАО «Чартис», лицензия ФССН С № 3947 77, договор страхования в отношении денежных средств Клиента.
Таким образом, КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) обусловил получение кредита по договору № 110…. от 18.06.2011г. обязательным приобретением иной услуги – услуги страхования от убытков и (или) расходов, возникших у клиента в результате противоправных действий третьих лиц у определенной страховой компании ЗАО «Чартис», лицензия ФССН С № 3947 77. Клиент обязан уплатить Банку Комиссию за подключение к Программе страхования 2 в размере и порядке, предусмотренном Условиями и Тарифам, что является нарушением ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п . 1, п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»,
что является нарушением ст. 819, ст. 857, ст. 934 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года, ст. 26 Федерального Закона № 395-1 от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности».
Ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, предусмотрена п. 2 ст. 14.8 Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ).
Должностным лицом Управления в отношении ООО КБ «Ренессанс Капитал» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ , вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и назначен административный штраф.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО КБ «Ренессанс Капитал» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Управления.
18 сентября 2012г. Арбитражным судом города Москвы было вынесено решение, в соответствии с которым ООО КБ «Ренессанс Капитал» было отказано в удовлетворении требований, а постановление Управления от 13.06.2012 № 360 признано законным.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы ООО КБ «Ренессанс Капитал» обратилось в Девятый Арбитражный Апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2012г.
10 января 2013г. Девятым апелляционным арбитражным судом была объявлена резолютивная часть постановления, в соответствии с которым решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2012г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО КБ «Ренессанс Капитал» оставлена без удовлетворения.