В первом полугодии 2022 года на нарушение прав потребителей в Управление Роспотребнадзора по г. Москве поступило 30 695 обращений, из  них 46,4% (14 252) пришлось на сферу розничной торговли  и 53,6% (16 443) – на сферу оказания услуг.

В сфере розничной торговли 50,7% (7 226 из 14 252) составили обращения на дистанционную торговлю (интернет-магазины, мобильные приложения), что почти в полтора раза больше, чем за первое полугодие 2021 года (4 950). Также наблюдается увеличение обращений в сравнении с аналогичным периодом 2021 года на продажу продовольственных товаров - в 1,8 раза (3 349 против 1 787).  Количество  обращений на продажу товаров по образцам, напротив,  снизилось в 4,8 раза (180 против 862).

Среди жалоб на качество оказываемых услуг наблюдалось увеличение в сравнении с аналогичным периодом 2021 года на культурно-развлекательные мероприятия — в 4,5 раза (1 173 против 262), оказание гостиничных и туристских услуг — в 3,1 и  2,7 раза соответственно  (226 и 1650 против 72 и  618).

Рост обращений прослеживается в следующих сегментах потребительского рынка: образовательные  услуги и  услуги риэлторской деятельности — соответственно в 2,2 и 1,9 раза, на услуги  бытового обслуживания населения — в 1,4 раза, техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств – в 1,2 раза.

Практически на прежнем уровне в сравнении с  первым полугодием 2021 года осталось количество обращений на услуги  финансовой деятельности и транспортные услуги.

Значительно снизилось  количество обращений на оказание услуг автостоянок - в 22,3 раза (37 против 825). Наблюдается снижение поступивших обращений и в сфере оказания услуг связи - в 1,8 раза (1 469 против 2 694),  долевого строительства и медицинских услуг – в 1,2 раза (93 и 1118 против 108 и 1323 соответственно), услуг общественного питания и ЖКХ - в 1,1 раза (304 и 1 474 против 342 и 1 690 соответственно).

Основными причинами обращений граждан в сфере розничной торговли явились: недоставка или поставка товара, не соответствующего заказанному в интернет-магазинах или социальных сетях, отказ в возврате денежных средств, обман, обсчет  в продовольственных магазинах, в том числе при дистанционном способе покупки.

В сфере оказания услуг причины обращения были связаны с некачественным выполнением работ (бытовых услуг ) и недоведением достоверной информации о стоимости услуг, заказанных дистанционным способом; отказом в возврате денежных средств из-за невозможности в исполнения договоров воздушной перевозки, туристских и гостиничных услуг, зрелищных мероприятий; некачественным ремонтом автомототранспортных средств или невозможностью его проведения; навязыванием  или неисполнением обязательств по дополнительным образовательным услугам, риэлторским и  иным платным услугам по заключенным договорам.   

В целом количество обращений по вопросам защиты прав потребителей по сравнению с первым полугодием  2021 снизилось на  1,1% (30 695 обращений  против 31 186 в 2021 году), при этом увеличилось количество обращений  в сфере  розничной торговли  в 1,2 раза и уменьшилось в сфере услуг в 1,2 раза.

Надзор за соблюдением обязательных требований в законодательства в сфере защиты   прав потребителей является одной из основных задач деятельности  Управления Роспотребнадзора по г. Москве. Вместе с тем  сложившаяся текущая обстановка и  изменения требований законодательства внесли коррективы в осуществление контрольно-надзорной деятельности. Акцент в работе сделан  на усиление профилактики нарушений обязательных требований законодательства.

За 6 месяцев  2022 года специалистами, осуществляющими надзор в  сфере защиты прав потребителей,  проведено  1533 профилактических мероприятия, объявлено 455 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства. Проведено 312  контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе  64 контрольных и мониторинговых  закупок, проведено  33 административных расследования,  в 161 случае установлены нарушения.

В ходе надзорных мероприятий выявлено 824 нарушения обязательных требований законодательства о правах потребителей. К административной ответственности привлечено 657 лиц, из которых 310 - юридических. По 343 административным делам, направленным для рассмотрения в судебные органы, судами приняты положительные решения в 78,4% случаев (по 269 делам) и  назначены административные наказания в виде штрафа, из них в 48,7% случаях (131) - с конфискацией предметов правонарушения.

Общая сумма штрафов при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей за первое полугодие 2022 года  составила 15 804 300 рублей.

Вниманию потребителей!

Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей граждане могут обратиться по телефону единой «горячей линии»: 8 (495) 539-36-96,  в отдел консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу:  г. Москва, Графский пер., 4, корп.3, каб. 341, тел.8-495-687-39-61.

Прием письменных обращений граждан осуществляется по адресу:  г. Москва, 129626, Графский пер., д. 4, корп. 2,3,4, а также по электронному адресу: http://petition.rospotrebnadzor.ru/.

 

Обращение граждан