В соответствии   с  пунктами 4, 5  статьи  40 Закона  Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), участвовать в  судах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве за 9 месяцев 2022 года дано 824 заключения по делу (за аналогичный период 2021 года – 575).  По результатам рассмотренных дел в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 128 169 300 рублей, включая  компенсацию морального вреда в размере 3 075 500 рублей. Большая часть заключений (82%) выдана по искам в связи с нарушениями прав потребителей при оказании услуг, из них  33%   составляют заключения по долевому строительству, по 11% – туристские услуги и бытовое обслуживание,  6 % -  юридические услуги, 4,9% – финансовые услуги, 4,4% – услуги ЖКХ, 3,7% и 3,6% – соответственно образовательные и  медицинские услуги.

Заключения по розничной торговле составили 18% от общего количества заключений, большая часть из них связана с нарушением прав потребителей при продаже товаров по образцам и дистанционной торговле. 

За указанный период Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в суды подано 886 исковых заявлений,  в том числе  376 – в защиту неопределенного круга лиц, 502 – в защиту прав конкретных потребителей и 8 – в защиту группы лиц. От общего числа поданных  исков доля исков в сфере розничной торговли составила  50,8% (450 исковых заявлений), из них 229 исков в отношении электронных ресурсов, в том числе осуществляющих продажу табачной продукции, алкоголя, БАДов  и иных непродовольственных товаров, 61 – на продажу товаров по образцам, 22 – на продажу продовольственных товаров.

Доля исков в сфере оказания услуг составила 49,2% (436 исковых заявлений). Наибольшее количество исков подано
по следующим видам деятельности: туристские услуги – 142, оказание юридических услуг - 67, бытовое обслуживание населения - 52, оказание услуг общественного питания – 33. Остальные иски подавались в связи с обращениями потребителей на нарушения их прав при оказании образовательных, медицинских услуг и услуг ЖКХ.

По рассмотренным судами 549 исков в пользу потребителей присуждено 44 233 200 рублей. Компенсация морального вреда оставила         1 394 000 рублей.

 Из  восьми поданных групповых исков на коллективные иски пришлось пять исков, из них судами в настоящее время рассмотрено два иска, и исковые требования Управления  удовлетворены полностью. Один групповой иск связан с  ненадлежащим исполнением Управляющей компанией ООО «УК «Марсель Сервис» обязанностей по содержанию общего имущества жилого дома, второй – с не предоставлением ООО «АНТЕЙ» фитнес-услуг и отказом в расторжении договора оказания услуг и возврате денежных средств, оплаченных потребителями по договору. Сумма денежных средств, подлежащих выплате потребителям по удовлетворенным судом  коллективным  искам, составила 926 524 рубля.

Всего за 9 месяцев 2022 года в результате судебной защиты прав потребителей с участием Управления Роспотребнадзора по г. Москве в пользу потребителей присуждены денежные средства в размере 172 402 500 рублей, компенсация морального вреда составила 4 469 500 рублей. Кроме этого, до начала судебных разбирательств  (в досудебном порядке) за указанный период  потребителям возвращено более 8 200 000 рублей.

Кроме этого Управлением в  суды в отношении субъектов предпринимательской деятельности направлено  410 дел о привлечении к административной ответственности. По рассмотренным делам судами приняты решения   о назначении административного наказания, в том числе по 151 делу - в виде административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения,  по 193 – в виде административного штрафа.

Обращаем нимание!

В рамках Программы мероприятий по совершенствованию системы защиты прав потребителей в городе Москве, утвержденной мэром Москвы С.С. Собяниным, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы создан Портал потребителя города Москвы, открытый в сети Интернет. Портал потребителя  города Москвы – новый шаг в повышение правовой грамотности москвичей, где потребитель может найти ответ на любую ситуацию в любой сфере потребительских отношений. На Портале предоставлена  возможность с помощью электронного помощника составить претензию к продавцу (исполнителю) или  составить исковое заявление в суд. Помимо этого, электронный помощник предоставляет возможность, ответив на сопутствующие вопросы, получить в несколько кликов ответ на конкретную ситуацию.

Ссылка для переход на Портал по защите прав потребителей потребителя города Москвы - https://prav.mos.ru/.

По вопросам нарушения прав потребителей также можно обратиться на круглосуточную горячую линию по защите прав потребителей +7 (495) 539-36-96, которая работает  в  круглосуточном режиме, включая выходные и праздничные дни.

Прием письменных обращений граждан осуществляется по адресу:    г. Москва, 129626, Графский пер., д. 4, корп. 2,3,4, а также по электронному адресу: http://petition.rospotrebnadzor.ru/.       

 

Обращение граждан