В течение 2023 года в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЦАО обратились двадцать восемь потребителей в связи с невозможностью досудебного урегулирования возникшего спора с ООО «Юнайтед».
В рамках заключённых договоров, ООО «Юнайтед» обязалось оказать каждому из потребителей комплекс консультационных услуг для их участия в программе «Work and Travel USA», реализуемой Госдепартаментом Соединённых Штатов Америки. Цель программы, как следует из договоров, – предоставление потребителям приглашения на работу от ООО «Юнайтед».
В дальнейшем, принимая во внимание возможные риски, связанные с невыездом потребителей за пределы Российской Федерации для участия в программе, и с целью обеспечения гарантированного возмещения их расходов, стороны заключили дополнительное соглашение (в большинстве случаев). Согласно документу, потребители оплачивали ООО «Юнайтед» «гарантирующий взнос», а Общество, в случае отказа уполномоченными органами в выдаче потребителям визы и/или наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязуется выплатить им компенсацию. Соглашение предусматривало, что выплата «гарантируемой компенсации», при условии наступления вышеуказанных обстоятельств, должна быть произведена не позднее определённой настоящим документом даты.
В ряде случаев по факту закрытия в России консульств США сторонами заключалось ещё два дополнительных соглашения, предусматривающих перенос внесённых потребителями денежных средств на следующий сезон реализации программы («Work and Travel USA-2022») и «гарантирующий взнос».
В результате, по независящим от воли стороны причинам, ООО «Юнайтед» не оказало потребителям услуги в полном объёме, поэтому, по условиям допсоглашений, потребители вправе были получить гарантирующую компенсацию в строго определённые сроки.
Так как все сроки возврата компенсации истекли и учитывая, что связаться с ООО «Юнайтед» не представлялось возможным, условия программы не реализованы, а сумма «гарантирующей компенсации» не выплачена, потребители направили Обществу претензии с предложением по возврату денежных средств, уплаченных по договорам. Но претензии остались без ответа – требования граждан удовлетворены не были.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЦАО обратился в суд с двадцатью пятью исковыми заявлениями в защиту нарушенных ООО «Юнайтед» прав потребителей. По ещё трём гражданским делам специалисты предложили потребителям подготовить заключения, так как исковые заявления они подавали в суд самостоятельно.
В настоящий момент восемнадцать дел выиграны, остальные находятся в стадии рассмотрения. В пользу потребителей присуждено 4 504 294 рубля, из них 73 000 рублей – в счёт компенсации морального вреда.
Территориальный отдел напоминает, что в силу п. 7 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», государственный орган вправе осуществлять подготовку исковых заявлений самостоятельно, на безвозмездной для потребителей основе.
Для получения дополнительной информации и необходимой помощи потребители вправе обратиться в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЦАО по адресу: 119034, г. Москва, Пожарский переулок, д. 7 (в рабочее время государственного органа), имея при себе: документ, удостоверяющий личность; оригинал договора с ООО «Юнайтед» (включая подтверждение факта его оплаты); досудебную претензию (включая подтверждение факта ее направления); ответ ООО «Юнайтед» (при наличии) и иные документы, имеющие отношение к настоящему делу (при наличии таковых).
Помощь в составлении претензии и в подготовке искового заявления можно также получить на Портале потребителя города Москвы (совместный проект Правительства города Москвы и Управления Роспотребнадзора по г. Москве): https://prav.mos.ru.