За 1 квартал 2025 года в Управление Роспотребнадзора по городу Москве (далее - Управление) поступило 23 861 обращение (жалобы) от граждан. Общее количество жалоб по сравнению с 1 кварталом 2024 года (22 492 обращений) увеличилось на 6%.
Анализ показывает, что в целом структура обращений не изменилась. По вопросам нарушений прав потребителей зарегистрировано 15 878 (67%) обращений, по вопросам нарушений санитарного законодательства – 7 584 (32%) и по иным вопросам 3% обращений.
Общее количество жалоб по вопросам защиты прав по сравнению с 1 кварталом 2024 года выросло на 6%.
В структуре жалоб в сфере защиты прав потребителей 51% (8 054) обращений связан с нарушениями в розничной торговле, а 49% (7 824) обращений - с нарушениями в сфере оказания услуг, что аналогично значениям в 1 квартале 2024 года.
Большая часть обращений в сфере розничной торговли (62%) связаны с дистанционной торговлей, 17% - с продажей продовольственных и 21% - с продажей непродовольственных товаров.
Наибольшее количество обращений на оказание услуг связано с вопросами бытового обслуживания населения - 21%, а также финансовыми услугами – 21%. Количество обращений на услуги связи составило 16%, что аналогично значению 2024 года. Количество обращений на медицинские и транспортные услуги составило по 7%. Обращения на услуги ЖКХ - 5%, на культурно-развлекательное обслуживание и образовательные услуги - по 4%, на туристские услуги - 3%.
Общее количество жалоб по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия по сравнению в 1 кварталом 2024 года выросло на 6%.
Анализ обращений показывает, что по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия наиболее актуальными в 1 квартале 2025 года, как и в 1 квартале 2024 года, остаются обращения на нарушения условий проживания в жилых помещениях, которые составили 44% от общего количества, что аналогично значению 2024 года. На качество пищевых продуктов и организацию питания населения - 18%, в 2024 году – 13%. Обращения на эксплуатацию производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования - 16%, по вопросам содержания территорий, сбора, транспортировки и хранения отходов - 11% обращений, по другим вопросам - от 1% до 3%.
По 11 370 обращениям (48%) в соответствии с поставленными вопросами даны разъяснения требований законодательства и предоставлен порядок действий граждан для разрешения конфликтных ситуаций, 3 134 обращения (13%) направлены для рассмотрения по подведомственности в иные органы и организации, так как поднятые в них вопросы не относятся к компетенции органов Роспотребнадзора.
В тех случаях, когда деятельность объектов представляла угрозу здоровью и жизни граждан, применялась такая мера административного наказания, как приостановление деятельности. Так, по материалам Управления решениями судов приостановлена деятельность 7 объектов, из которых 6 - предприятия общественного питания и один продовольственный магазин.
Управление продолжает осуществлять судебную защиту граждан. В 1 квартале 2025 года было подано 698 исков в суд, из которых 662 иска - по вопросам защиты прав потребителей. По решению судов в пользу потребителей присуждено более 11,8 миллионов рублей, из которых 640 тысяч рублей - в качестве компенсации морального вреда.