Руководствуясь требованиями действующего законодательства Российской Федерации, часть товара (в том числе молочная продукция) на розничном рынке выпускается в оборот лишь при условии его маркировки средствами идентификации.
«Честный знак» представляет собой национальную систему цифровой маркировки посредством нанесения специального «Data Matrix» кода на упаковку, защищенного криптографией и прослеживаемости товаров посредством внесения указанной единицы товара в базу данных.
Основная задача системы – повышение уровня безопасности товаров через снижение количества контрафакта и некачественных аналогов на рынке, так как настоящий цифровой код призван гарантировать подлинность и качество изделия.
В ходе рассмотрения информации, полученной посредством использования личного кабинета государственного служащего информационной системы «Честный знак», и проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия, специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЦАО было установлено, что ООО «Спар Тула», ООО «Санфуд», ООО «Гиперглобус», ООО «РОБ», ООО «Вершина», ООО «Агроаспект», ООО «Роза», ООО «Торгсервис 150» осуществляют реализацию молочной продукции с истекшим сроком годности, то есть с отклонениями в части реализации товара, зарегистрированного в государственной информационной системе «Честный знак».
В связи с этим юридическим лицам были объявлены Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (императивных норм) законодательства Российской Федерации. Происхождение, качество и безопасность молочной продукции, реализуемой юридическими лицами, являлись не гарантированными и представляли опасность для жизни и здоровья неопределенного круга потребителей.
С целью пресечения названных действий со стороны юридических лиц, руководствуясь положениями п. 7 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», территориальный отдел обратился в адрес районных судов с соответствующими исковыми заявлениями.
Решениями судов действия юридических лиц, связанные с реализацией товаров, отнесенных к категории «молочная продукция» с истекшим сроком годности без регистрации в государственной информационной системе «Честный знак», были признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Кроме того, на юридические лица было наложено обязательство в виде прекращения нарушения при реализации данных товаров.