Динамика обращений граждан меняется. Так,  в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, увеличилось количество обращений на следующие виды деятельности: продажа товаров дистанционным способом торговли  на 34,8%; продажа продовольственных товаров - на 13,0%;  услуги связи -  в 1,5 раза;  медицинские услуги – на 21,0%; образовательные услуги  - в 1,58 раза.

Одновременно снизилось количество обращений на  бытовые услуги - на 9,5% ;  транспортные услуги -  на 13,5%; финансовую деятельность - на 31,5%;  туристские услуги – на 19,0%; услуги ЖКХ – на 12,4%.

Структура поступивших в 1 полугодии 2017 года обращений граждан:

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей в 1-м полугодии 2017 года проведено 1019 проверок,  из них - 470 плановые и 549 внеплановые проверки, что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Количество установленных нарушений обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей за 1 полугодие 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличилось в 1,8 раза и составило 5890, при этом на одну проверку пришлось 5,8 нарушений (за весь 2016 год – 3,3 нарушения на одну проверку).

Изменения законодательства по проведению внеплановых проверок по обращениям потребителей привело к снижению их количества почти в 6 раз. Если в первом полугодии прошлого года основанием для проведения проверки послужило 1430 обращений потребителей (каждое 11-е обращение), то их количество в этом году составило всего 242 обращения (каждое 70-е обращение).

Это связано  с тем, что  в большинстве поступающих обращений граждан  отсутствуют основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренных требованиями пункта 2 части 2, частей 3 и 3.1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ: - не соблюдается обязательное условие о предварительном  порядке обращения потребителя  с соответствующими требованиями непосредственно  к хозяйствующему субъекту за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав; - при направлении  обращений в электронной форме не соблюдается условие  использования средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификаци (ЕСИА); - либо  в обращениях (заявлениях) граждан  содержатся сведения о фактах нарушения прав потребителей, подлежащих разрешению в судебном порядке

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий за нарушения обязательных требований законодательства к административной ответственности привлечено 1899 лиц, из них в виде административного штрафа – 1587, в виде административного предупреждения – 312. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 57 млн.395,7 тыс. рублей.

Основные причины привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  к административной ответственности связаны с  оказанием услуг, несоответствующих требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания  услуг (работ); нарушением правил продажи отдельных видов товаров, алкогольной  продукции, с оборотом табачной продукции; введением в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств, качества  товаров (работ, услуг); нарушением прав потребителей на получение необходимой, достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе (продавце, исполнителе); включением в договор условий, ущемляющих права потребителей, установленные законодательством о правах потребителей;   нарушением требований технических регламентов.

За нарушения оборота алкогольной продукции к административной ответственности привлечено 144 виновных лица, общая сумма  штрафа  составила  8 млн.285,3 тыс. рублей. Проведены лабораторные исследования 657 проб алкогольной продукции, в том числе импортной – 165: 1137,24 дкл алкогольной продукции, несоответствующей нормативным требованиям, конфискованы по решению  суда.

За нарушения, связанные с оборотом табачной продукции, к административной ответственности привлечено 467 лиц. Сумма назначенных административных штрафов составила 9 млн. 600,6 тыс. рублей.

Проверено 42 647 пачек табачной продукции, из них реализовывалось с нарушением обязательных требований законодательства 19390 пачек.

В суды  направлено на рассмотрение 127 дел о привлечении виновных лиц к административной ответственности, из них по 125 делам приняты  решения: о назначении административного наказания в виде административного штрафа с конфискацией предметов правонарушения - по 31 делу, о назначении административного штрафа - по 94 делам.

Управлением  в 1 полугодии 2017 года  осуществлялся надзор за оборотом в торгово-розничной сети детских удерживающих устройств. По результатам контрольно-надзорных мероприятий изъята из оборота и арестована 91 единица детских удерживающих устройств на общую сумму 194,7 тысяч рублей. В суды направлено 6 административных дел, из которых по состоянию на 30-е июня рассмотрено одно: по решению суда конфисковано 9  кресел на сумму 30,3 тысяч рублей. Остальные дела находятся в стадии рассмотрения.

Продолжен контроль за соблюдением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 № 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха». Общее количество проинспектированных меховых изделий – 4935 единиц.

В судебные органы направлено 55 административных дел (в отношении юридических лиц - 14, в отношении индивидуальных предпринимателей – 41). Судебными органами приняты меры наказания: в виде административного штрафа в отношении 42 субъектов предпринимательской деятельности с  конфискацией предметов правонарушения в 40 субъектах, в виде предупреждения - в отношении 1 субъекта.

Из 928 арестованных меховых  изделий по решению суда конфисковано 414 ед. на сумму 27 млн. 031,3 тыс. рублей. Остальные 514 единиц изделий возвращены хозяйствующим субъектам.

Общая  сумма административных штрафов по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, вынесенных судами,  составила  697,0 тыс. рублей.

За   указанный период  подано 109 исков в защиту неопределенного круга  и 130 - в защиту конкретного потребителя. В общей сложности подготовлено 239 исковых заявлений в суд, что на 13,8% больше, чем за  аналогичный период  2016 года (210 исков). В пользу потребителей присуждено 11,5 млн. руб., из них в качестве компенсации морального вреда - 427,5 тыс. рублей.

Дано 95 заключений в судах в целях защиты прав потребителей, (46,4 %) из них по состоянию на 30 июня 2017 г. требования потребителей удовлетворены по 44. В пользу потребителей  присуждено 45 млн. 586,6 тыс. рублей,  из них компенсация морального вреда - 3 млн. 907.5 тыс. рублей .

С целью  информирования потребителей о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей Управление широко использует возможность Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП, сайт ресурса: zpp.rospotrebnadzor.ru).

В открытом доступе  публикуется  обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой для потребителя.

За 1 полугодие 2017 года на портал ГИР ЗПП  внесено 188 уведомлений о фактах выявления в обращении фальсифицированной и не соответствующей установленным требованиями продукции по показателям, из них: 142 уведомления  о несоответствии техническим регламентам по показателям фальсификации  и   безопасности пищевой продукции, в том числе в организациях здравоохранения и образовательных организациях; 41 уведомление  о фальсификации и несоответствии  требованиям технических регламентов и безопасности игрушек и продукции, предназначенной для детей и подростков;  4 - о несоответствии  требованиям технических регламентов продукции легкой промышленности; 1 - о несоответствии  требованиям технических регламентов и безопасности парфюмерно-косметической продукции.

В  модуле «Судебная практика»  вниманию потребителей представлены судебные решения по наиболее актуальным делам.  В  модуле «Новости»  публикуются информационные материалы по вопросам защиты прав потребителей.

Кроме того, в помощь потребителям Управлением организована работа  «Горячей линии» и «Общественной приемной». По телефонам «Горячей линии» Управления: 8(495) 785-37-41 и территориальных отделов можно получить необходимую  консультацию (номера телефонов территориальных отделов можно узнать на сайте: www.77.rospotrebnadzor.ru).

 

Обращение граждан