Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, а с 1994 года – широко отмечается и в Российской Федерации.
Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI), и в 2018 году он проходит под девизом «Making digital market places fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Управлением Роспотребнадзора по г.Москве (далее - Управление) в 2017 году рассмотрено 2852 обращения граждан по вопросам, связанным с дистанционной реализацией товаров (в 2016 году - 1968).
Управлением осуществлялась судебная защита прав потребителей дистанционной торговли и услуг, в 2017 году было составлено и подано 46 исков в защиту прав потребителей, дано 11 заключений в судах, по результатам судебной защиты в пользу потребителей присуждено 1 млн. 166 тысяч рублей.
В целях информирования потребителей и предупреждения нарушений их прав со стороны продавцов и исполнителей услуг посредством сети Интернет Управление проводит выездные консультации граждан, размещает информационные материалы в СМИ и на телевидении. Открыта и работает Горячая линия для потребителей – телефон 8-495-785-37-41. Телефоны Общественных приемных, действующих в территориальных отделах, размещены на официальном сайте Управления (http://77.rospotrebnadzor.ru/).
Вниманию потребителей!
Во избежание негативных последствий покупки товаров в интернет-магазине у неустановленного лица необходимо обратить внимание на ряд вопросов. Прежде чем заключить договор купли-продажи – необходимо внимательно изучить информацию, предоставляемую на сайте интернет-магазина.
Согласно п. 8 Правил продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):
а) наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
б) сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
в) цену в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);
г) сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
д) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
е) сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
ж) месте нахождения (адрес), фирменном наименовании изготовителя (продавца), месте нахождения (адресе) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – наименовании страны происхождения товара;
з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
к) сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
л) информацию, предусмотренную пунктами 21 и 32 Правил;
м) информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом (п. 10 Правил).
Согласно п.21 Правил покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Удачных покупок товаров дистанционным способом!