В Управление Роспотребнадзора по г. Москве поступает все больше обращений от граждан и их представителей с требованием проведения проверки по фактам нарушения прав потребителей. Однако в отношении большинства обращений специалисты Управления Роспотребнадзора по г. Москве не имеют законных полномочий для проведения проверок.
Обусловлено это вступившими в силу с 1 января 2017 года изменениями в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный Закон № 294-ФЗ), предусматривающими дополнительные условия, необходимые для принятия решения о проведении проверки, при выявлении фактов нарушения прав потребителей.
В соответствии с изменениями в п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 № 294-ФЗ (внесенными Федеральным законом № 277-ФЗ от 03.07.2016г., основанием для проведения внеплановой проверки является «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)». Указанное означает, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) потребителю необходимо вначале направить хозяйствующему субъекту - продавцу, исполнителю и т.д, - претензию.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 14 № 294-ФЗ, «для организации и проведения надзорных мероприятий оформляется распоряжение или приказ руководителя органа государственного контроля (надзора), в котором указывается наименование юридического лица (организационно-правовая форма) или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка, а также адрес его местонахождения». Это означает, что по обращениям потребителей, в которых не указан адрес местонахождения юридического лица либо индивидуального предпринимателя, проведение проверки не представляется возможным, поскольку осуществление оперативно-розыскной деятельности в функции Роспотребнадзора и его органов не входит.
При этом следует иметь в виду, что дополнительное требование о предварительном претензионном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на обращения и заявления граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, случаях причинения такого вреда, (т.е. когда в обращении указывается на нарушение требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.
Управление Роспотребнадзора по г. Москве напоминает:
Если у Вас есть необходимость обратиться в Управление Роспотребнадзора по г. Москве с жалобой на действия юридического лица (индивидуального предпринимателя) с требованием проведения проверки, проконсультироваться по поводу составления обращений, претензий можно по телефонам «горячей линии» Управления: 8(495) 785-37-41, 8(495) 687-36-60 в рабочие дни с 10.00 до 16.00, обед с 13.00 до 13.45.
Направить обращение в адрес Управления можно в виде электронного документа через форму «Прием обращений граждан» на официальном сайте Управления http://77.rospotrebnadzor.ru или на почтовый адрес: 129626, г. Москва, Графский переулок, д. 4, корупс 2,3,4.