С 5 по 19 ноября 2018 года в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве работала горячая линия по услугам такси и каршеринга.
Всего на горячую линию Управления поступило 56 обращений граждан по вопросам оказания услуг такси (45 обращений) и каршеринга (11 обращений).
Одной из основных причин обращений являются вопросы установления тарифов на услуги пассажироперевозки легковым такси и вопросы заключения договоров на услуги каршеринга.
По всем обращениям гражданам даны разъяснения действующего законодательства о порядке защиты прав потребителей в случае нарушений при оказании услуг такси и каршеринга и о процессуальных возможностях Управления в судебной защите прав потребителя. Потребителям давались разъяснения о необходимости предоставления документов, подтверждающих заключение договора, а также иных документированных материалов в подтверждение доводов обращения, указывающих на нарушение прав потребителей, для подготовки исковых обращений в судебные инстанции.
В связи с поступающими жалобами граждан на услуги каршеринга разъясняем, что по общему правилу, закрепленному пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договоров и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, а понуждение к заключению договора не допускается (п. 1 ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).
Как установлено ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а понуждение к заключению договора не допускается (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
С учетом положений статьи 39 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона №2300-1, применяются общие положения Закона №2300-1, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 – 12 Закона №2300-1), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13 Закона №2300-1), о возмещении вреда (статья 14 Закона №2300-1), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17 Закона №2300-1), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17 Закона №2300-1) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае нарушения Ваших прав как потребителей при оказании услуг такси и каршеринга направить обращение в Управление Роспотребнадзора по г. Москве можно в электронном виде http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/ или обычным почтовым отправлением по адресу: 129626, г. Москва, Графский переулок, дом 4, корпус 2,3,4.