О результатах рассмотрения обращений граждан в сфере защиты прав потребителей территориальным отделом Юго-Восточного административного округа

За 11 месяцев 2018 года в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Юго-Восточном административном округе поступило 2454 обращения граждан по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, из них на нарушения в сфере торговли – 1487, в сфере предоставления услуг (работ) и прочее – 967. Все поступившие обращения были рассмотрены в установленные законом сроки.

Наибольшее количество обращений граждан поступило на магазины торговых сетей ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ЗАО «Тандер», ООО «Агроаспект», ООО «Агроторг», на не выполнение продавцами условий договора купли-продажи товаров дистанционным способом, на ненадлежащее качество транспортно-экспедиционных услуг, на неправомерные действия платежных агентов.

С 1 января 2017 года изменились требования к порядку рассмотрения обращений потребителей, которые могут послужить основанием для проведения внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Согласно принятым изменениям, необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, является подтверждение заявителем при обращении в надзорный орган факта того, что он ранее «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены». В этой связи заявителям даны необходимые разъяснения в 94,8% случаях, 4,2% обращений направлено на рассмотрение по подведомственности в другой государственный орган. Чуть более 1% письменных обращений, принятых к рассмотрению, послужили поводом к проведению проверок, административных расследований, при которых нарушения, изложенные в обращениях граждан, подтвердились.

В целях обеспечения судебной защиты прав потребителей и интересов потребителей подано 64 иска в отношении субъектов предпринимательской деятельности, из них в защиту неопределенного круга потребителей подано 30 исков, в защиту конкретного потребителя – 29 исков, в интересах группы потребителей – 5 исков. В рамках ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дано 35 заключений по гражданским искам, поданным в суды непосредственно потребителями.

Сумма присужденных денежных средств в пользу потребителей по рассмотренным судами искам составила 1 920 400 руб., в том числе компенсация морального вреда составила 168 000 руб.

Кроме этого специалистами территориального отдела проводится значительная работа по досудебной защите прав потребителей, которая заключается в консультировании потребителей при возникновении конфликтных ситуаций и оказание помощи в подготовке исковых заявлений в суд. По итогам рассмотрения обращений потребителям в досудебном порядке возмещен ущерб на сумму 288 000 тыс.руб. (возврат денежных средств за некачественный товар либо его замена на другой товар и выплата неустойки).

По итогам проведенных внеплановых проверок и административных расследований в отношении виновных в нарушении прав потребителей индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц вынесено 23 постановления о назначении административного наказания на общую сумму 427 500 рублей.

С целью информирования граждан о действиях недобросовестных продавцов и исполнителей услуг даются разъяснения, на что следует обратить внимание потребителям при заключении договоров купли-продажи и на оказание услуг, на сайте Управления, Префектуры ЮВАО, районных управ, в окружной газете «Юго-Восточный Курьер».

За 11 месяцев по телефону «горячей линии» проконсультировано 472 потребителя (в 2017 году – 431, в 2016 году – 291).

За грамотную юридическую поддержку и человеческое понимание от потребителей в адрес специалистов территориального отдела поступило 6 письменных благодарностей (и.о. заместителя начальника отдела Литвякову И.В., главным специалистам-экспертам Капрановой Н.П.(две благодарности), Ватлиной Ю.Г., Шишковой В.В., Затолокиной Н.В.).

Обращение граждан