Управление Роспотребнадзора по г. Москве в 2018 году рассмотрело   40946 обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей, что составило 70,1% от всех поступивших обращений.  Больше всего обращений поступает в электронном виде с единого сайта приема обращений граждан  http://petition.rospotrebnadzor.ru.  Число обращений по вопросам защиты прав потребителей по сравнению с 2017 годом  выросло  на  6,1%.  

 По телефону «горячей линии» Управления проконсультировано 13579 граждан, в том числе по вопросам защиты прав потребителей – 9780 граждан.      В структуре обращений  по вопросам нарушения прав потребителей преобладают жалобы на покупку некачественных товаров, в том числе приобретенных дистанционным способом, на нарушения  в сфере оказания услуг связи, туристских, медицинских, юридических услуг, услуг авиаперевозчиков и перевозчиков наземным транспортом, а также на услуги в сфере бытового обслуживания населения, деятельности на финансовом рынке.

Так, на нарушения в сфере  розничной торговли  поступило 16 221 (39,6%)  обращение, а на услуги –  24 725  (25,7%) обращений.

В сфере розничной торговли    25,7% обращений приходится на дистанционную торговлю.

 Среди обращений  на нарушения при оказании услуг населению наибольшее количество обращений  поступило на следующие виды деятельности:

 - услуги связи  – 13,7%;

 - деятельность на финансовом рынке – 8,3%;

 -  услуги ЖКХ – 7,3%;

 - медицинские услуги  –5,3%;

 - транспортные услуги –5,2%;

 - туристские услуги  –4,8%;

 - спортивно-оздоровительные и юридические услуги  –3,5%.

Управлением Роспотребнадзора по г. Москве при осуществлении надзорных полномочий в сфере защиты прав потребителей проведено 1007 контрольно-надзорных мероприятий, из которых 715 составили внеплановые проверки и 292 – административные расследования.

В ходе надзорных мероприятий установлено 6343 нарушения обязательных требований законодательства о правах потребителей. К административной ответственности привлечено 2570 лиц (из них 1361 – юридическое). Общая сумма штрафов составила 71 211 800 рублей.

 В 2018году во время подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года Управлением осуществлялся надзор за деятельностью  гостиниц и иных средств размещения, в том числе в части соблюдения обязательных требований, связанных с государственным регулированием стоимости гостиничного обслуживания. По результатам надзорных мероприятий за нарушение  требований  законодательства о правах потребителей к административной ответственности привлечено 225 лиц (141- юридическое), сумма штрафов составила 5 180 300 рублей. Основные нарушения  связаны с несоблюдением  порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП), оказанием услуг по временному размещению без наличия классификации гостиницы (ст. 14.39 КоАП).

 По результатам мониторинга 196 сайтов в интернет-сети, предлагающих к реализации продукцию с символикой FIFA и билеты на проводимые матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, проверено 463 торговые точки, реализующих продукцию , в том числе сувенирные изделия, с символикой FIFA.

Незаконное использование товарных знаков FIFA  установлено в 4-х случаях. Виновные лица привлечены к административной ответственности. Изъято из оборота 63 ед. продукции (бейсболки, обувь, футбольная форма с использованием логотипов  футбольных клубов  и футбольные мячи) на сумму  60,5 тыс.  рублей.

За несанкционированную продажу билетов на спортивные соревнования чемпионата мира по футболу в  суды направлены иски в отношении  14  сайтов, удовлетворено 12 исков, произведена блокировка доступа к 6 сайтам, реализующих билеты на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года.

Одним из основных видов деятельности Управления при осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей является судебная защита  потребителей. В  2018году дано  314 заключений по делам, рассматриваемых в суде, по результатам которых в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 68 592 100 рублей, из них 2 557 800 рублей – это компенсация морального вреда.

В целях защиты прав потребителей в суды подано 538 исковых заявлений (255 в защиту неопределенного круга лиц, 284 – в защиту прав конкретных потребителей и  в защиту прав группы лиц). По итогам рассмотренных судами дел присуждено денежных средств в пользу потребителей  28 583 600 рублей, из которых 1 075 100 рублей – компенсация морального вреда.

Всего за 2018 год при осуществлении судебной защиты потребителей присуждено денежных средств в пользу потребителей  97 175 700 рублей с учетом компенсации морального вреда в размере 3 632 900 рублей.

На электронном  ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» – ГИР ЗПП, вниманию потребителей предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе  публикуется  обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.  Так,  в модуле «Новости» в 2018 году опубликовано  153 информационных материала по вопросам защиты прав потребителей.

Свои обращения потребители могут оставить на официальном сайте Управления http://77.rospotrebnadzor.ru или воспользоваться возможностью обратиться непосредственно в Общественную приемную, где специалисты Управления Роспотребнадзора по г. Москве окажут помощь в составлении претензии в адрес продавца или организации (предпринимателя), оказывающей услуги, а также искового заявления в суд.  

Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефонам горячей линии Управления: 8(495) 785-37-41, 8(495) 687-36-60, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, каб. 341, тел.8-495-687-3961.

Обращение граждан