Управление Роспотребнадзора по г. Москве в 2018 году рассмотрело 40946 обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей, что составило 70,1% от всех поступивших обращений. Больше всего обращений поступает в электронном виде с единого сайта приема обращений граждан http://petition.rospotrebnadzor.ru. Число обращений по вопросам защиты прав потребителей по сравнению с 2017 годом выросло на 6,1%.
По телефону «горячей линии» Управления проконсультировано 13579 граждан, в том числе по вопросам защиты прав потребителей – 9780 граждан. В структуре обращений по вопросам нарушения прав потребителей преобладают жалобы на покупку некачественных товаров, в том числе приобретенных дистанционным способом, на нарушения в сфере оказания услуг связи, туристских, медицинских, юридических услуг, услуг авиаперевозчиков и перевозчиков наземным транспортом, а также на услуги в сфере бытового обслуживания населения, деятельности на финансовом рынке.
Так, на нарушения в сфере розничной торговли поступило 16 221 (39,6%) обращение, а на услуги – 24 725 (25,7%) обращений.
В сфере розничной торговли 25,7% обращений приходится на дистанционную торговлю.
Среди обращений на нарушения при оказании услуг населению наибольшее количество обращений поступило на следующие виды деятельности:
- услуги связи – 13,7%;
- деятельность на финансовом рынке – 8,3%;
- услуги ЖКХ – 7,3%;
- медицинские услуги –5,3%;
- транспортные услуги –5,2%;
- туристские услуги –4,8%;
- спортивно-оздоровительные и юридические услуги –3,5%.
Управлением Роспотребнадзора по г. Москве при осуществлении надзорных полномочий в сфере защиты прав потребителей проведено 1007 контрольно-надзорных мероприятий, из которых 715 составили внеплановые проверки и 292 – административные расследования.
В ходе надзорных мероприятий установлено 6343 нарушения обязательных требований законодательства о правах потребителей. К административной ответственности привлечено 2570 лиц (из них 1361 – юридическое). Общая сумма штрафов составила 71 211 800 рублей.
В 2018году во время подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года Управлением осуществлялся надзор за деятельностью гостиниц и иных средств размещения, в том числе в части соблюдения обязательных требований, связанных с государственным регулированием стоимости гостиничного обслуживания. По результатам надзорных мероприятий за нарушение требований законодательства о правах потребителей к административной ответственности привлечено 225 лиц (141- юридическое), сумма штрафов составила 5 180 300 рублей. Основные нарушения связаны с несоблюдением порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП), оказанием услуг по временному размещению без наличия классификации гостиницы (ст. 14.39 КоАП).
По результатам мониторинга 196 сайтов в интернет-сети, предлагающих к реализации продукцию с символикой FIFA и билеты на проводимые матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, проверено 463 торговые точки, реализующих продукцию , в том числе сувенирные изделия, с символикой FIFA.
Незаконное использование товарных знаков FIFA установлено в 4-х случаях. Виновные лица привлечены к административной ответственности. Изъято из оборота 63 ед. продукции (бейсболки, обувь, футбольная форма с использованием логотипов футбольных клубов и футбольные мячи) на сумму 60,5 тыс. рублей.
За несанкционированную продажу билетов на спортивные соревнования чемпионата мира по футболу в суды направлены иски в отношении 14 сайтов, удовлетворено 12 исков, произведена блокировка доступа к 6 сайтам, реализующих билеты на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года.
Одним из основных видов деятельности Управления при осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей является судебная защита потребителей. В 2018году дано 314 заключений по делам, рассматриваемых в суде, по результатам которых в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 68 592 100 рублей, из них 2 557 800 рублей – это компенсация морального вреда.
В целях защиты прав потребителей в суды подано 538 исковых заявлений (255 в защиту неопределенного круга лиц, 284 – в защиту прав конкретных потребителей и в защиту прав группы лиц). По итогам рассмотренных судами дел присуждено денежных средств в пользу потребителей 28 583 600 рублей, из которых 1 075 100 рублей – компенсация морального вреда.
Всего за 2018 год при осуществлении судебной защиты потребителей присуждено денежных средств в пользу потребителей 97 175 700 рублей с учетом компенсации морального вреда в размере 3 632 900 рублей.
На электронном ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» – ГИР ЗПП, вниманию потребителей предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе публикуется обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей. Так, в модуле «Новости» в 2018 году опубликовано 153 информационных материала по вопросам защиты прав потребителей.
Свои обращения потребители могут оставить на официальном сайте Управления http://77.rospotrebnadzor.ru или воспользоваться возможностью обратиться непосредственно в Общественную приемную, где специалисты Управления Роспотребнадзора по г. Москве окажут помощь в составлении претензии в адрес продавца или организации (предпринимателя), оказывающей услуги, а также искового заявления в суд.
Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефонам горячей линии Управления: 8(495) 785-37-41, 8(495) 687-36-60, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, каб. 341, тел.8-495-687-3961.