В Управление Роспотребнадзора по г. Москве в 1 полугодии 2019 года обратилось 31748 граждан, из них по вопросам нарушения прав потребителей – 22806 (71,8%) граждан. Количество обращений по вопросам защиты прав потребителей по сравнению с аналогичным периодом 2018 года выросло на 18,5%. Обращения поступают как в письменном виде, так и в электронной форме, в том числе с единого сайта приема обращений граждан http://petition.rospotrebnadzor.ru.
По телефону «горячей лини» Управления за консультациями обратилось 6810 граждан, в том числе по вопросам защиты прав - 4705 граждан.
Основные вопросы, с которыми граждане обращаются в Управление, связаны с нарушением прав потребителей при покупке некачественных товаров, в том числе, дистанционным способом – 39,7%, нарушениями в сфере оказания услуг связи – 9,8%, деятельности на финансовом рынке – 7,7%, услуг ЖКХ – 4,7%, медицинских услуг – 3%, а также в связи с нарушениями в сфере туристских услуг, юридических услуг, услуг авиаперевозчиков и перевозчиков наземным транспортом, в сфере бытового обслуживания населения.
В 1 полугодии 2019 года специалистами, осуществляющими надзор в сфере защиты прав потребителей, проведено 284 контрольно-надзорных мероприятия, в ходе которых установлено 1180 нарушений прав потребителей. К административной ответственности привлечено 1020 лиц, в том числе 476 юридических лиц. По 74 административным делам, направленным по подведомственности для рассмотрения в судебные органы, административные наказания в виде штрафа назначены судами. Общая сумма штрафов составила 28 802 400 рублей.
Следует отметить снижение количества проверок, проведенных по обращениям граждан, что связано с внесенными изменениями в Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части обязательного соблюдения потребителями претензионного порядка, идентификации при формировании обращения в электронном виде.
В 1 полугодии 2019 года в суды представлено 187 заключений по делу, по результатам рассмотрения которых судами в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 24 590 400 рублей, из них 971 000 рублей составила компенсация морального вреда.
В целях защиты прав потребителей в суды подано 282 исковых заявления (98 – в защиту неопределенного круга лиц, 171 – в защиту прав конкретных потребителей и 13 – в защиту группы лиц). По рассмотренным судами искам в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 25 546 900 рублей, из которых 1 430 300 рублей – компенсация морального вреда.
На электронном ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» (ГИР ЗПП), вниманию потребителей предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе публикуется обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.
Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефонам горячей линии Управления: 8(495) 785-37-41, 8(495) 687-36-60, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, каб. 341, тел.8-495-687-3961.