ЛПУ обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчётов, права, обязанности и ответственность сторон.
Расчёты с потребителями за предоставление платных медицинских услуг осуществляются ЛПУ с применением контрольно-кассовых машин; без применения контрольно-кассовых машин ЛПУ должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчётности, утвержденный в установленном порядке. При этом ЛПУ обязано выдать потребителю кассовый чек или копию бланка, подтверждающий приём наличных денег.
После посещения врача у потребителя должны быть следующие документы:
- Экземпляр договора об оказании платных медицинских услуг, в котором должны быть указаны виды и стоимость услуг, сроки, в течение которых они должны быть оказаны, права, обязанности и ответственность сторон.
- Кассовые чеки или номерные квитанции строгой отчётности на все суммы, которые потребитель оплатил в клинике.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешённым на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя ЛПУ несут ответственность перед потребителем.
Основными документами, составляющими нормативную правовую базу, определяющую имущественную ответственность за совершение медицинским персоналом тех или иных правонарушений, являются:
- Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ);
- Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон);
- Федеральный закон от 23 ноября 2011года № 323 «О основах охраны граждан в РФ».
Ответственность медицинских работников при оказании платных медицинских услуг вытекает из договора возмездного оказания услуг (ст. 779 - 783 ГК РФ).
Исполнитель обязан оказать услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг (ст. 27 Закона).
При несоблюдении исполнителем обязательств по срокам исполнения потребитель вправе по своему выбору:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых статьей 28 Закона - исполнитель выплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определён в часах) просрочки неустойку в размере трёх процентов цены услуги, а если цена услуги договором не определена - общей цены заказа. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки.
Назначенные потребителем новые сроки указываются в договоре об оказании услуг.
Договорная ответственность за причинение вреда жизни и здоровью при оказании платных медицинских услуг предусматривает широкий спектр оснований её возникновения и объём возмещения вреда.
В случае некачественного оказания услуг потребителю необходимо написать претензию в двух экземплярах о некачественном оказании платной медицинской услуги на имя главного врача клиники, а также на имя руководителя (директора) клиники. В претензии необходимо подробно описать произошедшее (цель обращения в клинику и полученный результат), а также указать свои требования.
К претензии необходимо приложить копию договора на оказание платной медицинской услуги и кассовый чек (квитанцию), а также любые другие документы, доказывающие правомерность предъявляемых требований (фотографии зубов до начала оказания медицинских услуг, имена свидетелей и пр.).
На одном из экземпляров претензии, лицо, принявшее её, должно расписаться, поставить дату и печать ЛПУ.
Возврат денежных средств потребителю за некачественно оказанную медицинскую услугу должен быть произведён ЛПУ в течение 10 дней, ст. 31 Закона.
Потребитель вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, например в связи с нарушением сроков оказания услуг, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни (ст. 31 Закона). Убытки возмещаются в 10-дневный срок.
В случае отказа со стороны руководства ЛПУ в возврате денежных средств в добровольном порядке, или отсутствия какой-либо реакции на поданную претензию, потребитель имеет право обратиться в суд по месту своего жительства или пребывания, месту нахождения организации или исполнения договора в соответствии со статьей 17 Закона.
Моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 Закона).