Основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками (ч.2 с. 4 Жилищного кодекса РФ далее – ЖК РФ) определяют нормы жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 5 ЖК РФ), что отличает его от гражданского законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации далее – ГК РФ) и частью которого является законодательство о защите прав потребителей (п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02. 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Перечень вопросов в области жилищных отношений, в целом регулируемых положениями жилищного законодательства, закреплен п. 1 - 13 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ, при этом, ст. 8 ЖК РФ закрепляет приоритет норм ЖК РФ по таким вопросам, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги.
Решением правления Топливно-энергетического комитета Московской области (ТЭК МО), утвержденным распоряжением ТЭК МО от 12.10.2006года № 19-РП, ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.
Согласно п.11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012года № 442 (далее-ОПФР), установлены требования обслуживания гарантирующим поставщиком потребителей. Одним из требований является приём показаний приборов учёта, а также обеспечение приёма показаний приборов учёта от потребителей способами, допускающими возможность удалённой передачи сведений о показаниях приборов учёта (телефон, сеть «Интернет» и др.)
Приём показаний приборов учёта, используемых для осуществления расчётов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные императивными нормами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила). При этом, ежемесячное снятие и передача показаний приборов учёта является обязанностью потребителя согласно п.п. «в» 34 Правил. Способы принятия показаний приборов учёта должны допускать возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учёта (телефон, сеть Интернет и др.).
Содержание п.31 Правил позволяет ОАО «Мосэнергосбыт» самостоятельно определить перечень способов непосредственной и удалённой передачи показаний. Перечень способов должен включать не менее одного способа непосредственной передачи и не менее одного способа удаленной передачи сведений.
Руководствуясь положениями указанных норм ОАО «Мосэнергосбыт» осуществляет ежемесячный приём показаний приборов учёта от граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению следующими способами:
По номерам телефонов контактного центра ОАО «Мосэнергосбыт»: 8-800-55-000-55,8-495-981-9 (многоканальный), через личный кабинет клиента на официальном сайте ОАО «Мосэнергосбыт», в отделениях клиентских офисах ОАО «Мосэнергосбыт».
Кроме того, п. 59 Правил предусмотрен порядок определения объёма коммунальной услуги и размера платы за неё в случае непредставления потребителем показаний приборов учёта. Данные нормы носят императивный характер и обязательны для участников правоотношений.
Таким образом, ОАО «Мосэнергосбыт» обязано руководствоваться данными нормами деятельности. При этом указанные нормы не несут в себе характер наказания, а устанавливают порядок определения обязательств между сторонами по договору энергоснабжения.
После предоставления потребителем показаний прибора учёта ОАО «Мосэнергосбыт» осуществляет перерасчёт размера платы за коммунальную услугу за прошедшие периоды потребления.