С учетом актуальности вопросов включения некоторыми банками в кредитные договоры условий, заведомо ущемляющих права потребителей и массовости этого явления, особое внимание уделялось разъяснению гражданам их прав и ответственности кредитных организаций с целью недопущения последними недобросовестной практики; о порядке защиты потребителями своих прав при передаче банком права требования по кредитному договору третьему лицу – коллекторскому агентству; о неправомерности взимания кредитными организациями штрафных санкций с заемщика – гражданина в случае досрочного возврата последним кредита; о недопустимости применения кредитными организациями штрафных санкций при отказе заемщиком от получения кредита; о праве потребителя на возможность заключения кредитного договора без условия о страховании его жизни и здоровья; о недопустимости взимания платы кредитными организациями платы за выдачу справок о состоянии задолженности; об ответственности потребителя за своевременность зачисления платежей по кредитному договору при посредстве третьих лиц.
Потребителям были даны разъяснения на существующие особенности заключения договоров на получение микрозайма в микрофинансовых организациях.
Всего за время проведения мероприятий, посвященных проведению Всемирного дня защиты прав потребителей было дано 897 консультаций, 188 потребителей обратились с письменными жалобами на нарушение своих законных прав при продаже им товаров и оказании услуг в том числе:
- промышленных и продовольственных товаров;
- туристических и банковских услуг;
- платных медицинских услуг;
- в сфере ЖКХ;
- телефонной и почтовой связи;
- неудовлетворительную работу сервисных служб по ремонту технически сложных товаров бытового назначения;
- услуги по доставке приобретенных товаров;
- нарушение правил торговли при продаже товаров дистанционным способом и др.
В этой связи, специалисты Управления оказывали гражданам практическую помощь в составлении письменных претензий в адрес предприятий потребительского рынка, в написании исковых заявлений в защиту прав потребителей в суд, разъясняли возможные алгоритмы их дальнейших действий.
В общественных приемных Управления для потребителей было дано 460 консультаций по 12 темам (тематические горячие линии): предоставление финансовых услуг, оказание туристических услуг, дистанционный способ продажи товаров, продажа мебели и технически сложных товаров, платные медицинские услуги, услуги ЖКХ, долевое строительство, питание, отдых детей и пр.
Тематика поступивших от населения вопросов носила различный характер: порядок обмена продовольственных товаров, сотовых телефонов, промышленных товаров в случае их продажи с недостатками; порядок обмена товаров надлежащего качества; особенности продажи технически сложных товаров; вопросы безопасности и качества товаров и услуг, и пр.
Для достижения максимальной эффективности указанных мероприятий, а также привлечения внимания населения к проблеме защиты прав потребителей, были использованы ресурсы средств массовой информации в каждом административном округе города Москвы.
Так в рамках реализации «Плана действий Управления Роспотребнадзора по г. Москве к Всемирному дню защиты прав потребителей», Управлением проведены 27 мероприятий с участием средств массовой информации, в частности, телеканалах «Россия», «Доверие», «ТВ Центр», «Москва 24», «Телевидение Юго-Востока», телеканала Центрального административного округа, в прямом эфире телевизионной программы «Территория доверия», на канале кабельного телевидения «МТZ», «Доверие САО», радио «Говорит Москва», в газетах «На Западе Москвы», «Звездный бульвар», «СЭС».
Организованно 20 семинаров (бесед), уроков практикумов по актуальным вопросам защиты прав потребителей в финансовой сфере и вопросам, касающимся наиболее проблемных секторов потребительского рынка среди учащихся 12 общеобразовательных школ № 283, № 782, ГБИ №1158, № 1272, № 1998, № 879, № 556, №1113, № 1241, НОУ СОШ «Виктория -2000», частные школы «Классика», «Самсон», в 6 лицеях и 4 колледжах «Столичный», «Кит Столичный», «МОЭК», № 36, № 31, № 37.
Проведены лекции по актуальным вопросам защиты прав потребителей среди учащихся 2-х высших учебных заведениях: Московский открытый университет, Московский экономический институт.
Проведено 17 конференций, семинаров и консультаций с участием представителей 3-х общественных организаций, с представителями 12-ти районных управ. Проведены 4 заседания с РОО по защите прав и интересов потребителей «Горячая линия», ОЗПП «Потребконтроль», Региональной общественной организацией «Московское общество прав потребителей», Шереметьевской таможни.
Одновременно на официальном сайте Управления размещен 21 информационный материал по порядку предоставления финансовых услуг, транспортных услуг, платных образовательных услуг, медицинских услуг, туристических услуг, по приобретению пылесосов «Кирби», сотовых телефонов, а также освещены результаты контрольно-надзорной деятельности Управления, о принятых мерах, направленных на пресечение правонарушений в сфере потребительского законодательства.
В целях привлечения интереса к изучению основ законодательства о защите прав потребителей, формирования правовой культуры населения проведены 32 тематические консультации в виде разъяснительной работы и образовательных семинаров с предпринимателями, совместных совещаний и «круглых столов» с участием представителей органов местного самоуправления и потребительского рынка - ОАО «Московский кредитный банк», ОАО «МАШ» (Шереметьево), ОАО «Терминал», «Внуково», ГУП ДЕЗ района «Люблино», торгового центра «Охотный ряд», торгового центра «Тук-Тук», торгового центра «Галерея Водолей», торгового центра «Дубровка», обувного центра на Автозаводской, арендаторов ООО «Оптик Трейд», ООО «Ирбис», ООО «Е-ЦУТ», ОАО «Мегафон Ритейл», ЗАО «Профритейл», ООО «Мехти», сети магазинов «Алые Паруса», ООО «Агентство воздушных путешествий», ООО «Альбион Тур», Управляющей компанией ООО «УК Ресурс», ООО «Диско Бар», ООО «Викингстайл» и пр.
В административных округах г. Москвы, в крупных супермаркетах, по радиосети было организовано информирование покупателей о правилах торговли и правах потребителей – о правилах обслуживания, возврата товара и пр.
Специалистами консультационных центров ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» проведено 118 квалифицированных консультаций для потребителей.