В Управление Роспотребнадзора по г. Москве (далее – Управление) часто обращаются граждане с жалобами, связанными с нарушениями микрофинансовыми организациями (МФО) их прав как потребителей в момент оформления онлайн займов. Основная масса жалоб связана с тем, что при заключении договора займа микрофинансовая организация не предоставляет потребителю его экземпляр договора либо сумма полученного займа по договору не соответствует заявленной сумме займа, процентная ставка и срок оформляемого займа также противоречат условиям, на которые потребитель предоставлял свое согласие в заявлении, а также на навязывание дополнительных услуг.

Договор займа, оформленный онлайн, будет иметь признаки легитимности в том случае, если потребитель выразил свое согласие на выдачу займа путем подписания заявления на предоставления займа. При оформлении онлайн займов используется не «живая подпись» потребителя, а аналог собственноручной подписи в виде электронной подписи либо цифровых кодов (ссылок), которые поступают потребителю на мобильный телефон.

Именно в момент подачи заявления на получение займа потребители зачастую не обращают внимание на значение каждого из таких присланных кодов (ссылок) и выражают свое согласие со всеми условиями. Для того, чтобы избежать негативные последствия, Управление информирует потребителей, на что необходимо обратить внимание в момент оформления онлайн займа:

  1. проверьте наличие правил и условий предоставления займов на сайте микрофинансовой организации;
  2. изучите все условия предоставления займа, в том числе: годовую процентную ставку (не более 365 % годовых, соответственно не более 1 % в день), условия возврата займа, штрафные санкции;
  3. проанализируйте наличие дополнительных услуг в заявлении о предоставлении займа (улучшение кредитной истории, смс-информирование, рейтинг финансового здоровья, страхование, юридические, консультационные и т.п.). Откажитесь от ненужных дополнительных услуг, не связанных напрямую с оформлением договора займа;
  4. если вам не предоставили ваш экземпляр договора в личном кабинете в сети «Интернет»/на электронную почту, откажитесь от совершения такой сделки;
  5. помните, что подписывать документы или оформлять свое согласие «не читая» нельзя, так как если договор подписан потребителем, то действующим законодательством это расценивается как согласие с предложенными условиями и признать такой договор недействительным, заключенным под влиянием заблуждения или обмана в последующем крайне затруднительно и возможно только в рамках судебного разбирательства.

В случае возникновения спорной ситуации по договору займа потребителю необходимо:

  • письменно обратиться в адрес микрофинансовой компании;
  • в случае отказа в удовлетворении требований следует направить обращение финансовому уполномоченному;
  • при несогласии с вступившим в силу решением финансового уполномоченного обратиться в суд (в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения).

С порядком досудебного урегулирования споров можно ознакомиться на сайте Управление Роспотребнадзора по г. Москве   по ссылке: https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/7227-upravlenie-rospotrebnadzora-po-g-moskve-informiruet-potrebitelej-o-novom-poryadke-dosudebnogo-uregulirovaniya-strakhovykh-sporov

либо  на официальном сайте финансового уполномоченного (https://finombudsman.ru/).

 

Обращение граждан