Судебная защита потребителей в рамках федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей осуществляется в формах, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве, в том числе путем дачи заключений по гражданским делам в целях защиты прав потребителей, обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Важнейшими показателями деятельности в области защиты прав потребителей являются удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия органов Роспотребнадзора в судах в целях предоставления заключения по делу, и удельный вес удовлетворенных судами исков, поданных в защиту прав потребителей.
Реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве за первое полугодие 2021 года в суды подано 472 исковых заявления, в том числе 167 заявлений – в защиту неопределенного круга потребителей, 302 – в защиту прав конкретных потребителей и 3 – в защиту группы потребителей.
Большая часть поданных исков связана с нарушениями прав потребителей в сфере услуг – 275 исковых заявлений (58 %), из них в сфере туристских услуг - 43 иска, бытового обслуживания - 32 иска, жилищно-коммунальных услуг - 14, услуг общественного питание - 13, при проведении культурно-развлекательных мероприятий - 9 исков. В связи с нарушениями прав потребителей в сфере розничной торговли подано 197 исковых заявлений, что составило 42% от всех поданных исков, из них 98 исков - в отношении электронных ресурсов, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом. Требования Управления из общего числа рассмотренных дел удовлетворены судами в 94 % случаев.
За этот же период Управлением Роспотребнадзора по г. Москве дано 352 заключения по делам в целях защиты прав потребителей, из которых 298 заключений составила сфера услуг и 54 – розничная торговля.
Наибольшее количество заключений дано при рассмотрении гражданских дел в области долевого строительства – 53, туризма – 25, бытового обслуживания – 23, транспортных услуг – 11.
По рассмотренным делам, по которым Управление Роспотребнадзора по г. Москве давало заключения, положительные решения судами приняты в 85% случаев.
Всего за первое полугодие 2021 года при участии Управления Роспотребнадзора по г. Москве в судебной защите судами в пользу потребителей присуждено 56 млн. 93 тыс. рублей, в том числе в порядке компенсации морального вреда – 1 млн. 672 тыс. рублей.
Управление продолжает работу по консультированию потребителей и по судебной защите прав потребителей.
На электронном ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» (ГИР ЗПП), вниманию потребителей предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе публикуется обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.
Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефонам горячей линии Управления: 8(495) 785-37-41, 8(495) 687-36-60, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, каб. 341, тел.8-495-687-39-61.