Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление), в связи с ситуацией в Турецкой Республике (Турции), сообщает, что по вопросам защиты своих прав потребители могут обращаться на «горячую линию» Управления по телефону8(495) 785-37-41(ежедневно с 08-00 до 20-00).

В территориальных отделах Управления открыты «горячие линии»,адреса и телефоны которых размещены на сайте: http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/upravlenie/priemnaya.

В соответствии с информацией Федеральной службыпо надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, размещенной на официальном сайте, о ситуации в Турецкой Республике (Турции) относительно порядка защиты прав туристских услуг необходимо знать следующее.

24 ноября 2015 г. Министр иностранных дел России С.В.Лавров в комментарии для СМИ, сделанном в г. Сочи, указал, что «момент, который сегодня также необходимо подчеркнуть, заключается в нарастании террористических угроз, проистекающих с территории Турции. Это безотносительно случая, который произошел сегодня. Накапливается критическая масса террористических проявлений на турецкой территории. По нашей оценке, ничуть не меньше угрозы, чем в Египте. В этой связи, конечно, мы не рекомендуем нашим гражданам направляться на данном этапе в Турецкую Республику с туристическими или какими-либо иными целями».

Данный комментарий опубликован на официальном сайте МИД России по адресу:http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR /content/id/1948313

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Так, потребители туристских услуг, срок предоставления которых не наступил, принявшие в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств решение о расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия, имеют право требовать в судебном порядке возвращения 100% денежной суммы, уплаченной по договору, на что прямо указывается в абзаце 5 статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности».

Очевидно, что в указанную категорию попадают и те потребители туристских услуг, которые не смогли улететь в Турцию, начиная с 24 ноября 2015 года (после соответствующего комментария для СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова), независимо от того обстоятельства, прибыли или не прибыли туристы в аэропорт для путешествия. В этой связи необходимо отметить, что правила статьи 14 Закона «Об основах туристской деятельности» обязывают туроператора вернуть 100% стоимость договора о реализации туристского продукта вне зависимости от того, кем (туристом или туроператором) и в какой форме было инициировано расторжение договора, приоритетно принимая во внимание наличие обстоятельств, свидетельствующих об угрозе безопасности туризма в стране временного пребывания. Поэтому с учетом специфики конкретной рассматриваемой ситуации неявку туриста (туристов) в аэропорт, равно как и невылет явившихся для путешествия туристов можно рассматривать как форму заявления о расторжении договора посредством совершения конклюдентных действий со стороны туриста (туристов) и туроператора соответственно.

Согласно нормам той же статьи 14 Закона «Об основах туристской деятельности» потребители туристских услуг, принявшие решение о расторжении договора о реализации туристского продукта после начала путешествия (после состоявшегося перелета в Турцию), имеют право требовать в судебном порядке возвращения денежной суммы, уплаченной по договору, «в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

В указанную категорию также попадают случаи организованного туроператором вывоза туристов из Турции без заявления туристов о принятии решения о расторжении (изменении) договора о реализации туристского продукта.

Более подробно о правах потребителей относительно сложившейся ситуации разъясняется на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php? ELEMENT_ID=5282.

Если исполнитель отказывается удовлетворить соответствующие требования потребителя в добровольном порядке, спор в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона Российской Федерации«О защите прав потребителей» будет разрешаться в судебном порядке.

В соответствии с взаимосвязанными положениями статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи40 Закона Российской Федерации«О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора по г. Москве до принятия решения судом первой инстанции может вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (пункт27 постановления Пленума Верховного Совета Российской Федерации № 17). По данному вопросу Вы можете также обратиться лично в Общественную приемную Управления по адресу: Москва, Графский пер, 4/9  с 8.00 до 20.00 ежедневно.

Дополнительную консультацию Вы   можете получить в отделе консультационного центра   ФБУЗ  «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»  по адресу: Москва, Графский пер., д. 4/9, кабинет 341 (ст. м. «Алексеевская»), тел. 8-495-687-3961.

 

Специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г.Москве в Северном административном округе  по жалобе потребителя  проведена внеплановая  проверка    торгового предприятия ООО «Евросеть-Ритейл», осуществляющего деятельность  по адресу: пл.Ганецкого, д.1Б.     

Специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Юго-Восточном административном округе проведена внеплановая проверка по обращению потребителя на нарушения его потребительских прав при оказании платных образовательных услуг по реализации учебной программы водителей транспортных средств ООО «Альфа образование», осуществляющего деятельность по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д.32, корп.4.

В ходе выездной внеплановой проверки в отношении ООО «Альфа образование» факт нарушения прав потребителя подтвердился.

При оказании платных образовательных услуг по реализации учебной программы водителей транспортных средств категории «В» исполнителем не был заключен договор с потребителем в письменной форме с содержанием полного наименования и фирменного наименования исполнителя, данных о местонахождении исполнителя, данных о заказчике, а также с информацией о стоимости образовательных услуг, порядке их оплаты, сроках освоения образовательной программы и других необходимых сведений, связанных со спецификой образовательной услуги. Таким образом, исполнитель нарушает п.12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706.

За нарушения прав потребителей юридическое лицо ООО «Альфа образование» и должностное лицо организации привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общая сумма назначенных штрафных санкций составила 38 000 рублей.

По результатам проверки юридическому лицу ООО «Альфа образование» выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей, исполнение которого находится на контроле.

В связи с отменой авиасообщения с Арабской Республикой Египет, по телефону «Горячей линии» Управления Роспотребнадзора по г. Москве, продолжают обращаться потребители туристских услуг с вопросом правомерности действий турагентов и туроператоров, предлагающих оформить расторжение договора оказания туристских услуг на основании заявления потребителя.

Считаем необходимым обратить внимание потребителей на то, что написав такое заявление, потребитель лишается возможности получения уплаченных денежных средств в полном объеме. Нормами статьи 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1) предусмотрено, что при расторжении договора с турагентом (туроператором) по заявлению потребителя, последний получает денежные средства за вычетом подтвержденных фактически понесенных туристической фирмой расходов.

Напоминаем, что основные права туриста, в том числе, при подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит, определены статьей 6 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ).

Следует иметь в виду, что статьей 14 Закона № 132-ФЗ предусмотрено, что «в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу», турист (экскурсант) до начала путешествия вправе потребовать в судебном порядке изменения договора о реализации туристского продукта или возвращения денежной суммы, равной общей цене туристского продукта.

При не урегулированию ситуации в досудебном претензионном порядке и не достижении взаимоприемлемого решения по изменению условий договора о реализации туристского продукта, потребитель может реализовать свое право и в соответствии со ст. 11 ГК РФ обратиться в суд.

Поэтому туристам необходимо дождаться даты начала тура и, только если оператор не выполнит свои обязательства, обратиться к нему или к его финансовому гаранту за компенсацией.

Получить дополнительную информацию потребители могут по телефону «Горячей линии» Управления Роспотребнадзора по г. Москве 8 495 785 37 41.

Личный прием граждан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется в общественных приемных Управления Роспотребнадзора по г. Москве и территориальных отделов, адреса и телефоны которых указаны на сайте Управления.

Практическую помощь в оформлении искового заявления в отношении туроператора (турагента) потребители могут в отделении консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: Москва, Графский пер.. д. 4/9, каб. 341 (ст. м. «Алексеевская»), тел. 8-495-687-3961.

В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Западном административном округе поступило обращение потребителя на недостоверную информацию о наименовании страны изготовителя и составе сырья купленного товара (мужские джинсы) в магазине ООО «Бризе», расположенном на проспекте Вернадского, д. 6.

В ходе проведения внеплановой проверки в указанном магазине факты введения потребителя в заблуждение при продаже товаров подтвердились. Выявлены нарушения требований Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» к маркировке продукции и статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (на маркировке товара продавцом и изготовителем на одном и том же товаре указаны разные составы сырья).

За выявленные нарушения юридическое лицо ООО «Бризе» привлечено к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.43 (нарушение продавцом требований технических регламентов к продукции при реализации продукции, не соответствующей таким требованиям) и ч. 2 ст. 14.7 (введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара). Общая сумма штрафов составила 200 000 рублей. Постановления вступили в законную силу. Юридическому лицу выдано предписание об устранении нарушений прав потребителей.

Обращение граждан