За 9 месяцев 2016 года в Управление Роспотребнадзора по городу Москве поступило 45 466 обращений граждан (из них жалоб – 34 947), в том числе в виде письменных обращений поступило 25% обращений, в форме электронного обращения – 75%, в том числе с портала «Наш город» - 3%, по системе электронного документооборота Правительства Москвы – 5,9%, через сайт Управления – 24,4%, перенаправлено из Роспотребнадзора – 15,6%, поступило на электронный адрес Управления непосредственно от граждан –51,1%, 31 обращение с приёма руководства.

По сравнению с аналогичным периодом 2015 года общее количество обращений  снизилось на 15%, при этом количество  жалоб - на 8 %.
Из числа поступивших жалоб связаны с нарушениями прав потребителей – 23 425 (67%), по тематике нарушений санитарного законодательства – 10 931 (31,2%).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года  количество жалоб в области санитарно-эпидемиологического благополучия незначительно увеличилось, на 5% (в 2015 году – 10 396 жалоб), тогда как количество жалоб по вопросам защиты потребителей снизилось на 14% (в 2015г. – 27 206 жалоб), количество жалоб на действие (бездействие) должностных лиц Управления по сравнению с аналогичным периодом 2015 года возросло на 25,5%.
В сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения наибольшее увеличение количества жалоб отмечается по вопросам планировки и застройки городских и сельских поселений – на 130% и условия проживания в жилых помещениях – на 55%. В значительной степени уменьшилось количество поступающих жалоб на качество питьевой воды – на 42%, по вопросам загрязнения окружающей среды – на 25,5%, о качестве пищевых продуктов, пищевых добавок – на 22%.
Как показывает анализ обращений граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия, наиболее актуальными, как и в прошлом году, являются следующие проблемы:
- нарушения условий проживания в жилых помещениях – 2 896 обращений (29,6%);
- нарушения санитарных норм на производстве – 2 535 обращений, (25,9%);
- воздействие физических факторов на человека – 1 592 обращения (16,3%);
- качество пищевых продуктов, о пищевых объектах -1 257 обращения (12,9%);
- содержание территорий – 473 (4,8%);
-  объекты водоснабжения, ЛПУ – 336 обращения (3,4%);
- состояние атмосферного воздуха – 247 обращений (2,5%);
- планировка и застройка – 239 обращений (2,1%);
- качество питьевой воды –175 (1,8%);
- воспитание, обучение – 49 (0,5).
По вопросам защиты прав потребителей  в 2016 году в сравнении с 2015 годом в наибольшей степени произошло увеличение количества обращений граждан по следующим причинам: на оказание услуг в сфере ЖКХ – на 68%, на платные образовательные услуги – на 59%, на туристские услуги – на 34%, платные медицинские услуги – на 29%. Снизилось количество  обращений на качество услуг общественного питания  – на 34%,  банковские услуги – на 31%, на нарушения в сфере розничной торговли – на 23%.  
В структуре обращений граждан по вопросам нарушений прав потребителей по-прежнему наибольший удельный вес составляют обращения о нарушениях прав потребителей в сфере розничной торговли – 54% от общего количества обращений (в 2015 году – 45%). Обращения о неудовлетворительном оказании жилищно-коммунальных услуг – 10%,  услугах связи – 5%, о деятельности банков – 4%,  о платных медицинских услугах –  3%, туристские услуги – 2,4%, на бытовое обслуживание – 1,9%, транспортные услуги – 1,6%.
За период 9 месяцев  2016 года 3 046 обращений (8,7%) (за 9 месяцев 2015 года – 10%) стали основанием для проведения проверок и административных расследований. По результатам проверок, связанных с обращениями граждан, возбуждено 4 127 административных дел, наложено штрафных санкций на общую сумму 118 502,400 рублей.  Выдано 4 814 предписаний  об устранении нарушений и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. Деятельность 136 объектов была приостановлена.
В защиту прав потребителей в суды подано 250 исков, в том числе в защиту неопределённого круга потребителей – 131 иск, в защиту определённого потребителя – 119 исков, что на 22,5% больше, чем в прошлом году (в 2015 году – 204 иска). Дано заключений в судах – 93. Судом вынесено 167 решений в пользу потребителей. Остальные иски находятся в судах на рассмотрении.
По 27 495 (79%) обращениям (жалобам) подготовлены ответы заявителям с  разъяснениями требований законодательства и по порядку действий граждан для разрешения конфликтных ситуаций.
Часть обращений (жалоб) – 11% – направлена для рассмотрения по подведомственности в иные органы и организации, так как поднятые в этих обращениях вопросы не относятся к компетенции органов Роспотребнадзора.

 

Обращение граждан