О работе Управления Роспотребнадзора по г. Москве по повышению правовой грамотности потребителей и предупреждению нарушения их прав

 

Одним из приоритетных направлений деятельности территориальных органов Роспотребнадзора является обеспечение эффективного федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований при осуществлении деятельности, приоритетно в сферах финансовых, туристских услуг, медицинских услуг, услуг связи, образования и перевозки граждан различными видами транспорта и розничной продажи товаров (продукции), в том числе через сеть Интернет; внедрение и реализация комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет информирования потребителей и повышения правовой грамотности населения; организация и проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей; совершенствование деятельности консультационных центров и пунктов по защите прав потребителей; совершенствование координации деятельности органов Роспотребнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественных объединений потребителей, формирование и функционирование действенной системы защиты потребительских прав граждан.
С целью развития системы защиты прав потребителей в городе Москве Правительством города Москвы и Управлением Роспотребнадзора по г. Москве разработан и находится на согласовании проект Государственной программы «Совершенствование системы защиты прав потребителей в городе Москве».
В рамках предусмотренных мероприятий Программы планируется:

- пропаганда основ защиты прав потребителей через средства массовой информации: телевидение, периодические издания и сеть Интернет (включая средства массовой информации и Интернет-ресурсы органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей) посредством ведения специальных просветительских передач и постоянных рубрик;
- разработка образовательных программ по вопросам защиты прав потребителей для потребителей и хозяйствующих субъектов;
- обеспечение доступности правовой помощи (составление претензий, исков) в сфере защиты прав потребителей для всех категорий граждан;
- разработка, тиражирование и распространение методических материалов, брошюр, плакатов, учебных пособий по вопросам защиты прав потребителей;

- проведение конкурсов среди средств массовой информации на лучшее освещение тем, направленных на просвещение потребителей и прочие мероприятия.

Программа также предусматривает мероприятия по совершенствованию механизмов обеспечения прав потребителей, которые включают развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей, а также обеспечение в первую очередь защиты прав социально уязвимых категорий потребителей.
Основной целью Программы является создание в городе Москве благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Так, с целью предупреждения и профилактики возможных нарушений прав потребителей на период проведения Чемпионата по футболу 2018 Управлением проводятся ежедневные мероприятия по мониторингу ситуации по завышению цен при предоставлении потребителям гостиничных услуг, оказании услуг общественного питания, также особое внимание уделяется реализации продукции с использованием символики Чемпионата по футболу 2018 и проводится превентивная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направленная на оперативное устранение нарушений.

Обращение граждан