Информация о работе с обращениями граждан в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве в 2018 году
В 2018 году в Управление Роспотребнадзора по г. Москве поступило 58 373 обращения, из них на нарушения прав потребителей - 40 946 (70%), и 17 427 (30%) обращений на нарушения требований санитарного законодательства. По сравнению с 2017 годом число жалоб увеличилось на 5,4%, преимущественно за счет роста обращений по вопросам защиты прав потребителей.
Более 80% обращений поступило в формате электронного документа, включая обращения на Единый портал Роспотребнадзора для подачи обращений граждан, на сайт Управления, по системе электронного документооборота Правительства Москвы, на Портал «Наш город», поступило. С личного приёма руководства и по результатам консультирования в Общественной приемной зарегистрировано 1 420 обращений.
В структуре жалоб в сфере защиты прав потребителей 40% обращений связаны с нарушениями в розничной торговле (в том числе в случае заключения договора с использованием сети «Интернет» - 26%), 60% обращений связаны с нарушениями в сфере оказания услуг (в том числе наибольший процент составляют жалобы на оказание услуг связи - 14%, на нарушения в сфере финансовых услуг – 8%, жилищно-коммунальных услуг – 7%).
Как показывает анализ обращений граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия, наиболее актуальными, как и в прошлом году, являются проблемы, связанные с нарушениями условий проживания в жилых помещениях – 27%, нарушением санитарных норм на производстве – 18%, на воздействие физических факторов (шум) – 15%, на качество пищевых продуктов – 10%, на загрязнение атмосферного воздуха – 6%.
По результатам рассмотрения обращений в порядке профилактического воздействия 563 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям направлены официальные предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, содержащих обязательные для исполнения требования о недопустимости таких действий.
В 2018 году 1 274 жалобы (2,3% от всех обращений) стали основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий. По результатам проверок, связанных с обращениями граждан, возбуждено 1 469 административных дел (сумма штрафных санкций составила 38 млн. 679 тыс. рублей), выдано 818 предписаний об устранении нарушений, внесено 550 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В тех случаях, когда деятельность объектов представляла угрозу здоровью и жизни граждан, применялась такая мера административного наказания, как приостановление деятельности. Так, по материалам Управления, по решениям судов приостанавливалась деятельность 158 объектов, в том числе: 58 предприятий общественного питания, 25 магазинов по реализации пищевых продуктов, 35 гостиниц, 5 медицинских организаций, 9 кальянных, 9 саун, 7 базовых станций сотовых операторов.
Деятельность 15 объектов была приостановлена неоднократно: 5 предприятий общественного питания, 6 продовольственных магазинов, медицинской организации, бани, базовой станции сотового оператора, хостела. В связи с неоднократно установленными нарушениями в судебном порядке была запрещена деятельность 4 объектов (2 магазинов, реализующих пищевые продукты, 1 хостела, 1 детского сада).
В защиту нарушенных прав потребителей в суды подано 538 исков, в том числе в защиту неопределённого круга потребителей – 255 исков, в защиту конкретного потребителя – 279 исков, в защиту группы потребителей – 4 иска. Рассмотрено – в защиту неопределённого круга 255 исков, в защиту конкретного потребителя 277 исков, в защиту группы потребителей 4 иска. Дано 314 заключений по гражданским делам. Судами удовлетворено 475 исков Управления, общая сумма денежных средств, присужденных в результате судебных разбирательств в пользу потребителей, составила 97 175 700 рублей, из них компенсация морального вреда – 3 652 800 рублей.
По 48395 обращениям в соответствии с поставленными вопросами даны разъяснения требований законодательства и по порядку действий граждан для разрешения конфликтных ситуаций.
Часть обращений – 4 444 (8%) направлена для рассмотрения по подведомственности в иные органы и организации, т.к. поднятые в этих обращениях вопросы не относятся к компетенции органов Роспотребнадзора.