Итоги судебной защиты прав потребителей за 2020 год

В соответствии с  пунктами 4, 5  статьи  40 Закона  Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора, уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В 2020 году 1563 обращения граждан, поступивших в Управление Роспотребнадзора по г. Москве стали основанием для направления  в суд исковых заявлений и заключений по делу в защиту прав потребителей. Большая часть исков  - 71 % подавалась в защиту конкретных потребителей, 28 % – в защиту неопределенного круга потребителей и 1 % составили иски в защиту прав группы лиц. 

В структуре исков преобладали  иски в защиту прав потребителей услуг 567 (69,6 %), из них наибольшее количество исков подано по следующим видам деятельности: юридические услуги, услуги фитнес-центров, ремонт жилья – 201 (35,4%), туристские услуги – 145  (25,5 %), транспортные услуги – 76 (13,4 %), бытовое обслуживание – 35 (6,2 %), общественное питание – 18 (3,2 %). Доля исков в защиту прав потребителей в сфере розничной торговле составила 30,4 % (248) от общего количества поданных исков, из которых 75 исков приходится на дистанционную торговлю, 56 – на продажу товаров по образцам.  

По рассмотренным судами делам в пользу потребителей приняты 1260 решений, в том числе по 633 исковым заявлениям и по 627 заключениям по гражданским делам.  Общая сумма денежных средств, присужденных судами потребителям по делам с участием Управления Роспотребнадзора по г.Москве  в 2020 году  составила 162 256 200 рублей (включая компенсацию морального вреда  в размере  3 566 300 рублей), превысив данный показатель за 2019 год (136 583 300 рублей) на 20%. Кроме этого, до начала судебных разбирательств  (в досудебном порядке) в 2020 году потребителям возвращено более 9млн. 700 тыс. рублей.

Управлением подано 9 заявлений в суд о ликвидации юридических лиц либо о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей. Судами требования Управления удовлетворены в 7 случаях.

Работа по судебной защите прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по  г. Москве в 2021 году будет продолжена.

Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей граждане могут обратиться  в Управление Роспотребнадзора по г. Москве по телефону «горячей линии»: 8 (495) 785-37-41,  в отдел консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу:  г. Москва, Графский пер., 4, корп.3, каб. 341, тел.8-495-687-39-61, а так же   по телефонам «горячей линии» территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве в административных округах. Телефоны  «горячей линии»  территориальных  отделов размещены  на   сайте Управления  http: //77. rospotrebnadzor.ru

Прием письменных обращений граждан осуществляется по адресу:  г. Москва, 129626, Графский пер., д. 4, корп. 2,3,4, а также по электронному адресу: http://petition.rospotrebnadzor.ru/.

 

Обращение граждан