Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЮЗАО  города Москвы,  в связи с многочисленными  обращениями граждан по вопросу осуществления приёма показаний приборов учёта, используемых для осуществления расчётов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению,  разъясняет   следующее.

Основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками (ч.2 с. 4 Жилищного кодекса РФ далее – ЖК РФ) определяют нормы жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1  ст. 5 ЖК РФ), что отличает его от гражданского законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации далее – ГК РФ) и частью которого является законодательство о защите прав потребителей (п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.  1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Перечень вопросов в области жилищных отношений, в целом регулируемых положениями жилищного законодательства, закреплен п. 1 - 13 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ, при этом, ст. 8 ЖК РФ  закрепляет приоритет норм ЖК РФ по таким вопросам, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги.

Решением правления Топливно-энергетического комитета Московской области (ТЭК МО), утвержденным распоряжением ТЭК МО от 12.10.2006года № 19-РП, ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.

Согласно п.11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012года № 442 (далее-ОПФР), установлены требования обслуживания гарантирующим поставщиком потребителей. Одним из требований является приём показаний приборов учёта, а также обеспечение приёма показаний приборов учёта от потребителей способами, допускающими возможность удалённой  передачи сведений о показаниях приборов учёта (телефон, сеть «Интернет» и др.)

Приём показаний приборов учёта, используемых для осуществления расчётов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные императивными нормами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила). При этом, ежемесячное снятие и передача показаний приборов учёта является обязанностью потребителя согласно п.п. «в» 34 Правил. Способы принятия показаний приборов учёта должны допускать возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учёта (телефон, сеть Интернет и др.).

Содержание п.31 Правил позволяет  ОАО «Мосэнергосбыт» самостоятельно  определить перечень способов непосредственной и  удалённой передачи показаний. Перечень способов должен включать не менее одного способа непосредственной передачи и не менее одного способа удаленной передачи сведений.

Руководствуясь положениями указанных норм ОАО «Мосэнергосбыт» осуществляет ежемесячный приём показаний приборов учёта от граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению следующими способами:

По номерам телефонов контактного центра ОАО «Мосэнергосбыт»: 8-800-55-000-55,8-495-981-9 (многоканальный), через личный кабинет клиента на официальном сайте ОАО  «Мосэнергосбыт», в отделениях клиентских офисах ОАО «Мосэнергосбыт».

Кроме того, п. 59 Правил предусмотрен порядок определения объёма коммунальной услуги и размера платы за неё в случае непредставления потребителем показаний приборов учёта. Данные нормы носят императивный характер и обязательны для участников  правоотношений.

Таким образом, ОАО «Мосэнергосбыт» обязано руководствоваться данными нормами деятельности. При этом указанные нормы не несут в себе характер наказания, а устанавливают порядок определения обязательств между сторонами по договору энергоснабжения.

После предоставления потребителем показаний прибора учёта ОАО «Мосэнергосбыт» осуществляет перерасчёт размера платы за коммунальную услугу за прошедшие периоды потребления.

Обращение граждан