Потребительское движение ежегодно 15 марта отмечает Всемирный день прав потребителей, чтобы привлечь внимание всего мира к правам и потребностям потребителей. 

Чтобы москвичи могли быть уверены в качестве приобретаемых товаров, получали высокий уровень сервиса, знали свои права и умели их защищать, город развивает цифровые проекты, которые помогают горожанам повышать свою правовую грамотность. С этой целью в Москве в 2022 году Управлением Роспотребнадзора по г. Москве совместно с Правительством города Москвы были запущены Портал потребителя https://prav.mos.ru/ и круглосуточная горячая линия Управления Роспотребнадзора по Москве по номеру +7 495 539-36-96.

«Цифровые проекты Москвы помогают горожанам во многих повседневных делах и жизненных ситуациях, в том числе при покупке товаров и услуг. Например, на Портале потребителя жители могут найти информацию по самым важным вопросам, связанным с защитой потребительских прав. Там же доступен «конструктор» претензий и судебных исков, который поможет составить документ даже если у пользователя недостаточно юридических знаний. Чуть менее чем за полгода ресурс посетили уже более 193 тысяч раз. Также для удобства горожан в 2022 году в Москве заработала выделенная горячая линия Управления Роспотребнадзора по городу Москве, где можно получить консультации более чем по 300 различным тематикам в сфере защиты прав потребителей. За год работы специалисты обработали около 75 тысяч звонков от жителей», - рассказали в пресс-службе Департамента информационных технологий города Москвы.

С помощью Портала потребителя https://prav.mos.ru/ горожане могут самостоятельно составить претензию в магазин или иск в суд, а также ознакомиться с экспертными материалами, которые могут помочь в разрешении различных ситуаций при покупке товаров или заказе услуг.

Одним из востребованных сервисов на портале является «Электронный помощник» https://prav.mos.ru/solver. Он содержит около 100 готовых шаблонов для составления претензии или искового заявления. Пользователю останется только заполнить шаблон типового документа, сохранить его себе на компьютер, а затем самостоятельно направить по адресу продавца. Грамотно составленное письменное обращение поможет горожанам эффективно решить спорную ситуацию с продавцом или исполнителем услуг.

Также на портале потребителя размещено около 200 полезных статей и видеопамяток, из которых горожане могут узнать, как действовать в конкретных жизненных ситуациях, например, что делать, если купленная вещь оказалась бракованной, а сервис — ненадлежащего качества.

Для удобства пользователей материалы портала объединены по направлениям: розничная торговля, туристские услуги, бытовое обслуживание и другие. Например, о чем нужно помнить, проживая в гостинице, имеет ли право гость поменять номер, если он уже оплачен, что делать, если не устраивает качество уборки, рассказывается в отдельном материале подраздела «Туристские услуги» https://prav.mos.ru/articles/2c48a69c-9541-40b8-812f-1280f9e4cd40.

В материале «Платные медицинские услуги» https://prav.mos.ru/articles/b80c79da-dc35-4546-92ad-20ba21bd4cdb горожанам будет полезно узнать о том, на что обратить внимание при заключении договора на оказание таких услуг.

Получить консультацию по вопросам решения спорных ситуаций можно, обратившись на  круглосуточную горячую линию Управления Роспотребнадзора по Москве по номеру +7 495 539-36-96. Ежедневно на горячую линию поступает более 200 звонков. Чаще всего потребители хотят узнать, как урегулировать спор с продавцом или исполнителем услуг без обращения в суд. Кроме того, москвичи спрашивают о том, как вернуть товар ненадлежащего качества, а также о том, что делать при нарушениях прав со стороны управляющей компании жилого дома. Интересуются горожане и действиями потребителя при выявлении недостатков в оказанных услугах, а также порядком уведомления Роспотребнадзора о начале предпринимательской деятельности. Всего москвичей консультируют более чем по 300 тематикам в области защиты прав потребителей.

Работу горячей линии, а также техническое сопровождение обеспечивает столичный Департамент информационных технологий. Специалисты адаптируют для восприятия на слух информацию, предоставленную экспертами Управления Роспотребнадзора по Москве. С  14 марта по 24 марта 2023 года  работа горячей линии Управлении Роспотребнадзора по г. Москве  направлена на консультирование по тематике Всемирного дня потребителей, который в этом году  проводится  под девизом: «World Consumer Rights Day To Empower Consumers Through Clean Energy Transitions» - «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии и продукции».

Помимо онлайн-помощи, в честь Всемирного Дня прав потребителей до 20 марта сотрудники Управления Роспотребнадзора по городу Москве проводят очные выездные консультации. Они проходят в МФЦ «Мои документы» и торговых центрах, образовательных учреждениях и центрах социального обслуживания. Специалисты отвечают на вопросы москвичей, помогают им в составлении претензий и проектов исковых заявлений. Расписание консультаций доступно по ссылке. https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/11618-o-konsultirovanii-grazhdan-v-ramkakh-provedeniya-vsemirnogo-dnya-prav-potrebitelej-v-2023-godu

Обращение граждан