В 2023 году Управление Роспотребнадзора по г. Москве акцентировало работу на профилактику правонарушений и судебную защиту прав граждан, пострадавших от недобросовестных действий субъектов предпринимательской деятельности. Более 70 % поступающих в Управление обращений граждан связано с нарушением прав потребителей при оказании различного рода услуг и продаже товаров. Особое внимание уделяется обращениям социально незащищенных и малоимущих граждан.
Оказание помощи гражданам в восстановлении нарушенных прав осуществляется специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве и отдела консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на безвозмездной основе путем обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, а также участия в гражданских делах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Также специалисты Управления участвуют непосредственно в судебных заседания, отстаивая свою позицию, заявленную в исках и заключениях по делу.
Реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве за 7 месяцев 2023 года подготовлено 3069 заключений по делам о нарушении прав потребителей и 1052 исковых заявления в защиту конкретных потребителей, что почти в 2,5 раза больше, чем за весь 2022 год.
Из рассмотренных судами гражданских дел по 1799 (88%) заявленные исковые требования судами удовлетворены полностью или частично. В результате судебной защиты прав потребителей с участием Управления Роспотребнадзора по г. Москве в пользу граждан из заявленных требований на общую сумму 1 млрд. 33 млн. 677 тыс. рублей присуждено денежных средств в размере более 702 млн. 730 тыс. рублей, что составило 68% от заявленных в иске и в 7 раз превышает показатель за аналогичный период прошлого года и в 10 раз больше показателя 2021 года.
При принятии решения по делам о защите прав потребителей судами полностью удовлетворяются требования о выплате потребителю денежных средств, уплаченных за услугу (товар), о выплате неустойки. Как правило частично удовлетворяются требования о выплате процентов за пользование чужими деньгами, штрафа за отказ удовлетворить законные требования потребителя в досудебном порядке и компенсации морального вреда.
В настоящее время в судах города Москвы находится более 2000 гражданских дел, в которых участвует Управление Роспотребнадзора по г. Москве в качестве государственного органа.
Работа по судебной защите прав потребителей в соответствии с компетенцией Управления продолжается.
Обращаем внимание!
В рамках Программы мероприятий по совершенствованию системы защиты прав потребителей в городе Москве, утвержденной мэром Москвы С.С. Собяниным, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве совместно с Правительством города Москвы создан Портал потребителя города Москвы, открытый в сети Интернет. Портал потребителя города Москвы – новый шаг в повышение правовой грамотности москвичей, где потребитель может найти ответ на любую ситуацию в любой сфере потребительских отношений. На Портале предоставлена возможность с помощью электронного помощника составить претензию к продавцу (исполнителю) или составить исковое заявление в суд. Помимо этого, электронный помощник предоставляет возможность, ответив на сопутствующие вопросы, получить в несколько кликов ответ на конкретную ситуацию.
Ссылка для переход на Портал по защите прав потребителей потребителя города Москвы - https://prav.mos.ru/.
По вопросам нарушения прав потребителей также можно обратиться на круглосуточную горячую линию Управления Роспотребнадзора по г. Москве: 8 (495) 539-36-96, а также в отдел консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, каб. 341, тел. 8-495-687-39-61 в рабочие дни с 9:00 до 17:30.
Прием письменных обращений граждан осуществляется по адресу: г. Москва, 129626, Графский пер., д. 4, корп. 2,3,4, а также по электронному адресу: http://petition.rospotrebnadzor.ru/.