Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами. Она зависит от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.
При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности.
Дефекты осанки вызывают нарушения зрения (близорукость, астигматизм), отрицательно влияют на состояние нервной системы. Маленькие дети становятся замкнутыми, капризными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.
Некоторые причины неправильной нагрузки на позвоночник учащихся:
– неправильная посадка за письменным столом;
– тяжёлый ранец;
– ношение тяжестей в одной руке.
Меры профилактики нарушения осанки у учащихся
Правильная организация учебного процесса:
– обеспечение эргономичной мебели: регулируемые по высоте столы и стулья, соответствующие росту ученика: длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка, высота ножек стула должна равняться длине голеней;
– оптимальное освещение: достаточно яркое и равномерное;
– регулярные перерывы: каждые 45-50 минут для смены положения тела и двигательной активности;
– чередование видов деятельности: сидячие занятия, стоячие упражнения, ходьба;
– правильное положение тела при сидении подразумевает такую позу, при которой поясница максимально расслаблена и избавлена от больших нагрузок.
Укрепление мышечного корсета:
– регулярные занятия физкультурой и спортом: плавание, гимнастика, йога;
– специальные упражнения для укрепления мышц спины, живота и ног.
Контроль осанки:
– ежедневное выполнение упражнений для коррекции осанки;
– использование ортопедических приспособлений: стелек, корсетов, бандажей (по назначению врача).
Формирование здоровых привычек:
– сидеть прямо, опираясь на спинку стула (руки лежат на столе, согнутые в локтях);
– стоять прямо, расправив плечи;
– носить рюкзак правильно: на двух лямках, плотно прижатых к спине;
– спать на жестком матрасе и ортопедической подушке.
Педагоги в рамках учебного процесса могут:
– использовать словесные методы коррекции осанки (общие и индивидуальные);
– формировать умение учеников самостоятельно осуществлять коррекцию позы и правильно размещать предметы на рабочем месте;
– регулярно использовать на уроке средства физического воспитания (проведение специальных физкультурных минуток);
– активно взаимодействовать с родителями с целью индивидуальной коррекции имеющихся функциональных нарушений (выполнение домашних заданий).
– приучить ребёнка с малых лет правильно держать тело: не опускать голову, выпрямлять спину, подбирать живот;
– следить за правильной позой во время сна: детям рекомендуется спать на ровном не слишком мягком матраце и на не высокой подушке;
– вместе с ребенком контролировать наполнение ранца, его общий вес, подгонку лямок;
– подбирать мебель, соответствующую росту ребёнка.
Между осанкой и здоровьем существует прямая связь: правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
Все отклонения в осанке представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно, и не приняты меры для их устранения.
Следуя данным рекомендациям, можно избежать формирования неправильной осанки и патологических изменений организма, к которым она приводит. Будьте здоровы!