Вейпинг – это термин, которым обозначают процесс курения электронной сигареты, испарителя или другого аналогичного устройства (вейпа), происходит из английского языка и переводится как «парение».
Курение вейпов пропагандируют как безопасную альтернативу привычным никотиновым сигаретам. Основной аргумент тех, кто считает вейпы безопасными: при их курении вдыхается не сигаретный дым, а безвредный пар. Вдыхаемый горячий пар – это токсическая смесь глицерина (также используется для производства моющих и косметических средств, в сельском хозяйстве, текстильной, бумажной и кожевенной отраслях промышленности, производстве пластмасс, лакокрасочной промышленности), пропиленгликоля (также используется для изготовления полиэфирных соединений и в качестве основы для растворов против обледенения) и ароматизаторов. Эти соединения во вдыхаемом паре поражают дыхательные пути, лёгочную ткань, способствуют нарушению функций центральной нервной системы и желудочно-кишечного тракта.
Основное вещество, которое приводит к формированию зависимости, – никотин. Он содержится в большинстве курительных смесей (жидкостей), используемых в вейпах. Попадание никотина в организм вызывает привыкание и повышает риск токсических осложнений со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем.
Учёные, которые сравнивали влияние различных ингаляционных составов на организм человека, сделали вывод: вейпинг способствует повышению артериального давления и увеличивает риск развития инфаркта миокарда и инсульта. А если несколько человек будут пользоваться одним устройством, это может привести также к распространению инфекционных заболеваний, таких как гепатит, туберкулёз и мононуклеоз.
В 2023 году доля потребителей вейпов и систем нагревания табака среди курильщиков составила 17,5% – рассчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе опросных данных Росстата. Количество пользователей электронных устройств для курения достигло 4,5 млн человек, увеличившись за год на 3,8%, а за пять лет – в 46 раз.
В 2020-2024 гг. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на основании поручений Управления Роспотребнадзора по г. Москве были выполнены исследования и экспертиза электронных систем доставки никотина, жидкостей для заправки электронных систем доставки никотина, некурительных никотинсодержащих продуктов для орального потребления без содержания табака (снюс) и бестабачных кальянных смесей для нагревания были проведены экспертиза и лабораторные исследования 319 образцов никотинсодержащей продукции (электронных систем доставки никотина, жидкостей для заправки электронных систем доставки никотина, снюса и бестабачных кальянных смесей для нагревания), по результатам которых:
– в 195 образцах содержание никотина превышало предельно допустимую концентрацию;
– 252 образца не соответствовали требованиям нормативной документации;
– в 232 образцах маркировка не соответствовала требованиям законодательства;
– в 58 образцах были обнаружены незаявленные на маркировке химические вещества (такие как 1,2,3-пропантриол, моноацетат, N-этил-4-гидроксипиперидин, триацетин, 2',4'-дигидроксипропиофенон, 2,6-диизопропилнафталин, анабазин, этилметилфенилглицидат, не-7-еновая кислота, толуол.
Также в пробах выдыхаемого аэрозоля обнаружены глицерин, изобутан, уксусная кислота, этанол, этилбутират, гексаналь, гексенол, никотин, гексилацетат, этилпиперинол, диэтоксиметилфенилсилан, левоглюкозан, этилацетат, этилоктанат, фенилдиоксан, этилпиперидинол, кариофиллен, пропиленгликоль, изопропиловый спирт, бензальдегид, карен3-лимонен, формальдегид и бензол.
Многие из перечисленных химических веществ оказывают непосредственно вред здоровье на организм человека, многие являются опасными канцерогенами.
Управление Роспотребнадзора по г. Москве неоднократно обращалось в Мосгордуму с анализом работы по контролю за продукцией, используемой для курения и предложениями о внесении изменений в Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части регулирования вопросов продажи и использования кальянов, кальянных смесей, систем нагревания табака, курительной жидкостей для заправки вейпов. Предложения Управления были учтены депутатами Мосгордумы при направлении законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации, которой был принят вышеуказанный законодательный акт, регламентирующий оборот потенциально опасной для здоровья человека продукции, поскольку надзор за данной продукцией ранее был осложнен определенными пробелами в действующем законодательстве.
На основании материалов Управления по инициативе Мосгордумы Государственной Думой РФ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 23.02. 2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части включения в него терминов «никотинсодержащая продукция», «безникотиновая жидкость», установление для никотинсодержащей продукции, безникотиновой жидкости, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов ограничений мест потребления, запрета рекламы, запрета торговли в образовательных организациях, учреждениях культуры, на расстоянии менее ста метров от них, запрета продажи несовершеннолетним, запрета открытой выкладки.
С 1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", который устанавливает правовые основы производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства в Российской Федерации
Несмотря на то, что вейпы позиционируются производителями как менее вредная альтернатива традиционному курению, они представляют собой значительные и пока недостаточно изученные риски для здоровья. Важно продолжать исследования в этой области, регламентировать требования к составу этой продукции и информировать общественность о потенциальных опасностях. Надзор за производством и продажей вейпов является необходимым шагом для защиты здоровья населения, особенно молодежи, которая наиболее подвержена рискам, связанным с их использованием.