За 1 полугодие 2025 года в Управление Роспотребнадзора по г. Москве (далее - Управление) поступило 45 435 обращений (жалоб) граждан. По сравнению с 2024 годом структура жалоб не изменилась. По вопросам нарушений прав потребителей зарегистрировано 30 961 (68%) обращение, по вопросам нарушений санитарного законодательства 14 474 (32%). Общее количество жалоб аналогично значению 2024 года.
В структуре жалоб в сфере защиты прав потребителей 14 820 обращений (48%) связаны с нарушениями в розничной торговле. Обращения, связанные с дистанционной торговлей, составили 9249 обращений (62% от общего количества жалоб по вопросам ЗПП), с продажей продовольственных товаров 2 440 (17%) и с продажей непродовольственных товаров 3 131 (21%). По сравнению с 2024 годом, количество жалоб на дистанционную торговлю выросло на 14%.
На нарушения в сфере оказания услуг поступило 16 141 обращение, что составило 52% от общего количества обращений в сфере защиты прав потребителей. Наибольшее количество обращений связано с вопросами бытового обслуживания населения – 3 133 (19%), что на 10% меньше 2024 года, а также финансовыми услугами – 3 386 (21%), что на 32% больше 2024 года. Основное количество обращений по финансовым вопросам связано с банковскими услугами – 2 602 обращения. Количество обращений на услуги связи составило 2 117 (13%), что аналогично значению 2024 года. Обращения по другим тематикам составили от 1% до 3 %.
Наиболее актуальными обращениями по санитарным вопросам в 1 полугодии 2025 года, как и за тот же период 2024 года, являются жалобы на нарушения условий проживания в жилых помещениях. В 1 полугодии 2025 года их количество составило 6 458 обращений (45%), что аналогично значению 2024 года. Обращения на эксплуатацию производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования составили 2 282 (16%). На качество пищевых продуктов и организацию питания населения поступило 2 422 (17%) обращения. По вопросам содержания территорий, транспортировки и хранения отходов поступило 1 326 (9%) обращений, что на 17% меньше значения 2024 года. Также следует отметить, что по сравнению с 2024 годом, на 32% уменьшилось количество обращений на качество атмосферного воздуха – 327 (2%). По другим тематикам поступило от 1% до 3% обращений.
По 26 283 обращениям (58%) в соответствии с поставленными вопросами даны разъяснения требований законодательства и предоставлен порядок действий граждан для разрешения конфликтных ситуаций, 6 054 обращения (13%) направлены для рассмотрения по подведомственности в иные органы и организации, так как поднятые в этих обращениях вопросы не входят в компетенцию органов Роспотребнадзора.
В тех случаях, когда деятельность объектов представляла угрозу здоровью и жизни граждан, применялась такая мера административного наказания, как приостановление деятельности. Так, по материалам Управления, по решениям судов приостанавливалась деятельность 17 объектов, из которых: 15 предприятий общественного питания, 1 продовольственный магазин и 1 гостиничный комплекс.
Управление продолжает осуществлять судебную защиту граждан. В 1 полугодии 2025 года 943 обращения послужили основанием для подачи исков в суды, из которых 879 – иски по вопросам защиты прав потребителей, из них рассмотрено судами – 413 исков и по решению судов в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере более 27,5 миллиона рублей.
Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефону горячей линии Управления: 8 (495) 539-36-96, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер., 4, корп.3, каб. 341, тел. 8 (495) 687-39-61.
Приём письменных обращений граждан осуществляется по адресу: г. Москва, 129626, Графский пер., д. 4, корп. 2,3,4, а также по электронному адресу: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.