Во всех проверенных предприятиях выявлены те или иные нарушения обязательных требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
Основными из них явились:
- не соблюдались условия хранения и реализации продукции в 24 магазинах – 36%;
- осуществлялась реализация продукции с потерей товарного вида, признаками порчи, истекшими сроками годности в 10 магазинах – 15%;
- осуществлялась продажа продукции баз сопроводительных документов, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность- в 1 магазине;
- в реализации находилась продукция без маркировочных ярлыков, с неполной информацией на маркировке в соответствии с требованиями законодательства РФ в 29 магазинах – 44%;
- осуществлялась реализация пищевой продукции без информации на русском языке на потребительской упаковке товара в 5 магазинах – 7,5%;
- не соблюдалось товарное соседство при хранении пищевых продуктов в 5 магазинах – 7,5%;
- нарушены условия предпродажной подготовки товара к реализации в 12 магазинах – 18%;
- отсутствуют складские помещения (холодильные камеры) для хранения скоропортящейся продукции в 3 магазинах – 4,5%;
- осуществлялось складирование пищевых продуктов вне складских помещений в 6 магазинах – 9% ;
- не представлена информация о начале осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с ФЗ №294 от 26.12.2008г.-в 1 магазине;
- загрузка продуктов в магазине производится под окнами жилых квартир в 7 магазинах – 10%;
- помещения в организации торговли располагаются без учета поточности-в 1 магазине;
- нарушены условия сбора, хранения и вывоза отходов в 24 магазинах – 36% ;
- нарушены условия сбора и временного хранения отходов 1,2 класса опасности- люминисцентных ламп в 2-х магазинах;
- неудовлетворительное санитарно-техническое состояние помещений магазина в 19 магазинах – 28%;
- нарушены требования к оборудованию систем вентиляции в 9 магазинах – 13%;
- отсутствовали воздушные разрывы при соединении моечных ванн к централизованной системе канализации в 4-х магазинах – 6%;
- стеллажи в складских помещениях для хранения пищевых продуктов, поддоны не имели гигиенического покрытия в 4-х магазинах – 6%;
- нарушены требования к обработке тележек для товара в 7 магазинах – 10%;
- неудовлетворительное санитарное содержание помещений магазина, дебаркадера в 8 магазинах – 12%;
- санитарное содержание транспортных средств, используемых для перевозки пищевых продуктов, неудовлетворительное-в 1 магазине;
- не соблюдался дезинфекционный режим на предприятии в 9 магазинах – 13% ;
- не обеспечено в полном объеме проведение мероприятий по дератизации в 3-х магазинах – 4,5%;
- не обеспечено в полном объеме проведение мероприятий по дезинсекции-в 1 магазине;
- медицинская документация на работников имеется не в полном объеме-в 1 магазине;
- не осуществлялся производственный контроль, не представлены протоколы лабораторно-инструментальных исследований в 3-х магазинах – 4,5%;
- в продаже имелись лампы накаливания, для которых отсутствует устройство для проверки работоспособности в 2-х магазинах ;
- осуществлялась продажа непродовольственных товаров при отсутствии сведений об изготовителе, импортере и его месте нахождения, а также без информации на русском языке в 5-ти магазинах – 7,5%;
- не соблюдались ограничения в сфере торговли табачной продукцией в части розничной продажи табачных изделий на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг в 3-х магазинах – 4,5%;
- введение в заблуждение, выразившееся в нарушении прав потребителя в части получения им необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, обеспечивающем возможность правильного выбора товара, несоответствие розничной цены на реализуемые товары, указанной на ценнике и пробиваемой на кассе в 12 магазинах – 18% ;
- отсутствовали единообразные и четко оформленные ценники на часть реализуемых товаров с указанием товара, цены, подписи материально ответственного лица, печати организации, даты оформления в 18 магазинах – 27%;
- не представлена документация о поверке контрольных весов в 2-х магазинах.
В ходе проверки не допущено к реализации 73 партии пищевых продуктов общим весом 672 кг.
Плановая проверка проводилась комплексно, с применением лабораторно-инструментальных исследований пищевого сырья, готовой продукции, продукции, предназначенной для детей и подростков,смывов с рук персонала, оборудования и инвентаря, исследованиями параметров микроклимата, освещенности рабочих мест на базе Испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и его филиалов:
- Исследован 991 образец продовольственного сырья и пищевых продуктов на соответствие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Федеральный Закон № 178-ФЗ от 27 октября 2008г. «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», Федеральный Закон № 90-ФЗ от 24 июня 2008г. «Технический регламент на масложировую продукцию», Федеральный закон № 88-ФЗ от 12 июня 2008г «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». и «Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» из них:
- По микробиологическим показателям всего исследовано 670 проб, из них 44 пробы не соответствовали требованиям нормативных документов, что составило 6,5%, в том числе:кулинарной продукции – 35%; молочной продукции – 6,75%; мясной продукции – 4%; рыбной продукции – 7%; продукции из птицы – 35%; хлебобулочные и кондитерские изделия – 11,5% продукты детского питания – 2%.
Количество проб нестандартных по содержанию патогенных микроорганизмов составило 7% от общего количества проб, нестандартных по микробиологическим показателям.
- По санитарно-химическим показателям всего исследовано 720 проб, из них 40 проб не соответствовали требованиям нормативных документов, что составило 5,5%, в том числе: кулинарной продукции – 5%; молочной продукции – 5%; мясной продукции – 0%; рыбной продукции – 12,5%; продукции из птицы – 0%; хлебобулочные и кондитерские изделия – 0%; продукты детского питания – 5,5%.
- По показателям идентификации всего исследовано 366 проб, из них 54 пробы не соответствовали требованиям нормативных документов, что составило 15%, в том числе:кулинарной продукции – 0%; молочной продукции – 22%; мясной продукции – 9,5% рыбной продукции – 0%; продукции из птицы – 0%; хлебобулочные и кондитерские изделия – 0% ;продукты детского питания – 12%.
2. Проведено 284 смыва с рук, оборудования и инвентаря на соответствие МУ 2657-82 «Методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами" - из них в 13 (4,6%) (в т.ч. с рук персонала – в 1, с инвентаря – в 12) были обнаружены БГКП (бактерии группы кишечной палочки), что может свидетельствовать о нарушении режимов обработки инвентаря и низком уровне санитарной культуры персонала;
3. На соответствие ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» исследовано 17 образцов подгузников все соответствовали указанным требованиям;
4. В помещениях и на рабочих местах измерялись параметры микроклимата, освещенности. По результатам инструментальных исследований измеренные параметры микроклимата обследованных 60 рабочих мест в 30 (50%) помещениях предприятий торговли не соответствовали СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиеническим требованиям к микроклимату производственных помещений» в 4 предприятиях ;
В связи с выявленными нарушениями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей по результатам проверок:
- вынесено 179 постановлений по делам об административных правонарушениях по статьям: 6.3; 6.4; 8.2;14.2;14.6 ч.2;ч.1 14.4; ч.1 14.5; 14.7; ч.1 14.8; 14.15, ч.3 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; (110 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа вынесено на юридическое лицо и 69 - на должностное лицо) на общую сумму 3 721 000 рублей.
- составлено 56 протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст. 14.43 и ч.2 ст.14.43, 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (из них 39 - на юридическое лицо и 17 протоколов на должностных лиц). Материалы административных дел по вышеуказанным статьям переданы в суды по подведомственности для принятия мер.
- Для рассмотрения вопроса о применении наказания в отношении юридического лица ЗАО «Тандер» в виде административного приостановления деятельности в судебные органы направлено 4 административных дела, составленных по ст. 6.3 КоАП РФ ( по адресу: бульвар Яна Райниса, д.22, корп.1; ул.Митинская, д.45, корп.2; ул.Ереванская, д.26; ул.Чертановская, д.47,) и подготовлены два уведомления на составление протоколов по ст. 6.4 КоАП РФ (по адресу ул. Костякова, д.15; ул. Черняховского, д.6/4).На 02.07.2014 Нагатинским районым судом города принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа (20 000 рублей) на ЗАО «Тандер» по адресу: ул.Ереванская, д.26 Чертановским районным судом принято решение о назначении административного наказания в виде приостановления деятельности на 10 суток ЗАО «Тандер» по адресу ул. Чертановская, д.47
- ЗАО «Тандер» даны Предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении выявленных нарушений санитарных требований, Предписание о прекращении нарушений прав потребителей, а также Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- информация о выявленных нарушениях направлена в Департамент торговли и услуг г. Москвы;
- 01.07.2014г. руководителем Управления Роспотребнадзора по г.Москве Андреевой Е.Е. проведено совещание с руководством сетевой компанией ЗАО «Тандер», на котором обсуждены результаты проведения плановой проверки. Руководству ЗАО «Тандер» предложено принять меры по приведению предприятий торговли в соответствие с требованиями действующего санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, не допускать реализацию пищевых продуктов, не отвечающих требованиям нормативной документации.