В Общественную приёмную обратился потребитель с жалобой на приобретение автомобиля ненадлежащего качества и нарушение прав потребителя на полную и достоверную информацию.
Общественная приёмная разъясняет потребителю следующее:
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон) покупатель имеет право требовать всю необходимую и достоверную информацию об изготовителе автомобиля, о продавце, режиме его работы и реализуемых им товарах.
На вывеске магазина должны быть указаны профиль и форма организации его деятельности, фирменное наименование (если имеется), а также юридический адрес на русском языке.
Информация об автомобилях в обязательном порядке должна содержать:
- наименование автомобиля;
- место нахождения и наименование предприятия - изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий и производящей ремонт и техническое обслуживание автомобиля;
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать автомобиль;
- сведения об основных потребительских свойствах автомашины;
- правила и условия эффективного и безопасного её использования;
- гарантийный срок, если он установлен;
- срок службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении этого срока;
- цену и условия приобретения товара.
Все перечисленные сведения должны содержаться в технической документации, прилагаемой к автомобилю.
Если автомобиль снят с производства, изготовитель обязан выпускать запчасти к нему в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
В случае обнаружения в автомобиле недостатков потребитель должен руководствоваться нормами ст. 18 Закона, которая даёт потребителю право, по своему выбору предъявить одно из следующих требований:
- замены на товар этой же марки, модели, артикула;
- замены на такой же товар другой марки, модели, артикула с соответствующим перерасчётом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (ремонт);
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В то же время автомобили относятся к технически сложным товарам, в отношении которых требование потребителя подлежит удовлетворению в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Общественная приёмная предупреждает.
В обязанности продавцов входит ознакомление покупателя с инструкцией о порядке эксплуатации автомобиля, причём руководство по эксплуатации автомобиля иностранного производства должно быть переведено на русский язык без взимания за это дополнительной платы.
Автомобили, мотоциклы и другие виды мото техники, прицепы и номерные агрегаты должны пройти предпродажную подготовку, вид и объём которой определяются заводом-изготовителем. В сервисной книжке на товар (или в ином заменяющем её документе) продавец обязан сделать отметку о её проведении.
Одновременно с автомобилем покупателю передаются комплект принадлежностей (установленный изготовителем), сервисная книжка (или заменяющий её документ), а также паспорт транспортного средства (если он выдавался в установленном порядке).
Вместе с товаром покупателю передаётся товарный чек, в котором должны стоять наименование товара и продавца, марка товара, номера его агрегатов, дата продажи, цена товара, подпись продавца.
Если покупатель утратил (потерял, привёл в негодность и т. п.) документ о праве собственности на машину, продавец обязан выдать его дубликат с указанием серии, номера и даты ранее выданного (для этого необходимы заявление и паспорт покупателя).