В связи с участившимися обращениями потребителей с вопросом о законности требования продавца представить удостоверение личности (паспорт) потребителем при покупке им алкогольной продукции,  разъясняем.

В соответствии со статьей 426 ГК РФ договор между потребителем и продавцом является публичным договором, т.к. согласно пункта 1 указанной статьи, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).

Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии  с  приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2011 г. № 524 «Об утверждении Перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия» к указанным документам относятся:

 

Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Общегражданский заграничный паспорт.

Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Дипломатический паспорт.

Служебный паспорт.

Удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина     Российской Федерации.

Паспорт иностранного гражданина.

Вид на жительство в Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

Удостоверение беженца.

Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного,  следует:

1.    Ввиду установленного пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ ограничения на реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним продавец не вправе реализовывать алкогольную продукцию данным лицам, а следовательно не имеет юридической возможности заключить договор и вправе со ссылкой на п. 3 ст. 426 и абз. 8 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ отказать несовершеннолетнему потребителю в заключении договора купли-продажи алкогольной продукции.

2.    Запретив продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, законодатель не обязал продавца в любом случае выяснять у покупателей возраст, требовать предъявления документов, удостоверяющих их возраст. Поэтому, при решении продавцом вопроса о необходимости предъявления покупателем документа удостоверяющего личность необходимо исходить из того имеются ли сомнения у продавца относительно достижения покупателем совершеннолетнего возраста, т.е., если сомнения в достижении покупателем совершеннолетнего возраста отсутствуют у продавца, то продавец не должен требовать предъявления паспорта. Сомнения в возрасте покупателя могут возникнуть лишь при визуальном осмотре покупателя.

3.   Действующее законодательство РФ не обязывает гражданина все время иметь при себе паспорт. Указанное обстоятельство также необходимо принимать во внимание.

4.    Согласно пункту 22 постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»: запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом,  продавец не вправе требовать передачи ему паспорта, а равно изымать паспорт у покупателя. Однако, продавец вправе попросить покупателя предъявить паспорт для его осмотра из рук покупателя, но при условии, что у продавца возникли сомнения относительно достижения покупателем алкогольной продукции совершеннолетия.

Правомерен ли отказ иностранной авиакомпании в возврате денежных средств за неиспользованный  билет при «невозвратном» тарифе?

Нарушены ли права потребителя при отказе в возврате денежных средств за неиспользованный  билет при «невозвратном» тарифе иностранной авиакомпанией?


В адрес Управления Роспотребнадзора по городу Москве поступают обращения граждан по вопросу невозврата денежных средств при отказе от перелета иностранными авиакомпаниями. Поскольку российским законодательством не предусмотрены «невозвратные» тарифы при осуществлении авиаперевозок, потребителями не учитывается то обстоятельство, что иностранные авиаперевозчики в своей деятельности руководствуются международными конвенциями. Согласно ч. 3 ст. 1211, ч. 3 ст. 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации «к правоотношениям, вытекающим из договора международной авиаперевозки применяется право страны перевозчика».

Следовательно, несмотря на то, что услуга авиаперевозки оказывается на территории Российской Федерации (пункт отправления) и потребителями данной услуги являются граждане Российской Федерации, предъявить к международным авиаперевозчикам требования законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей не представляется возможным.

В связи с этим, просим вас внимательно относиться к изучению информации, представленной иностранными авиакомпаниями, о существующих тарифах и условиях возврата денежных средств за авиаперелет. В случае необходимости воспользоваться услугами иностранной авиакомпании, следует приобретать авиабилеты непосредственно в представительстве авиакомпании (в т.ч. посредством официального сайта) либо у уполномоченного агента.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЮЗАО  города Москвы,  в связи с многочисленными  обращениями граждан по вопросу осуществления приёма показаний приборов учёта, используемых для осуществления расчётов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению,  разъясняет   следующее.

Вопрос: Какие продукты запрещено использовать в школах?

Ответ: В соответствии с приложением 7 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

(утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45)

 

Установлен перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений:

ПЕРЕЧЕНЬ

 

 

  1. Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности.
  2. Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне.
  3. Плодоовощная продукция с признаками порчи.
  4. Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль.
  5. Субпродукты, кроме печени, языка, сердца.
  6. Непотрошеная птица.
  7. Мясо диких животных.
  8. Яйца и мясо водоплавающих птиц.
  9. Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам.
  10. Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.
  11. Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями.
  12. Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.
  13. Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).
  14. Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы.
  15. Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжная сметана без термической обработки.
  16. Простокваша-"самоквас".
  17. Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные.
  18. Квас.
  19. Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.
  20. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.
  21. Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку.
  22. Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия.
  23. Пищевые продукты, не предусмотренные приложением N 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08.
  24. Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы.
  25. Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.
  26. Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь.
  27. Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры.
  28. Ядро абрикосовой косточки, арахис.
  29. Газированные напитки.
  30. Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров.
  31. Жевательная резинка.
  32. Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).
  33. Карамель, в том числе леденцовая.
  34. Закусочные консервы.
  35. Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди.
  36. Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.
  37. Окрошки и холодные супы.
  38. Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.
  39. Яичница-глазунья.
  40. Паштеты и блинчики с мясом и с творогом.
  41. Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.

Вопрос. Возможно ли использование очищенных овощей от производителя, поступающих в индивидуальной упаковке, при организации питания обучающихся, воспитанников и студентов образовательных учреждений?

Ответ. Разъясняем:

по дошкольным организациям:

Согласно требованиям п.4.25 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: «на пищеблок, работающий на полуфабрикатах, должны поступать мытые или очищенные овощи…, отвечающие гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности на пищевые продукты для детей дошкольного возраста».

По общеобразовательным учреждениям:

Согласно требованиям Сан Пин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»:

 

  • п.8.3 «столовая образовательного учреждения, работающая на полуфабрикатах (доготовочная) должна получать полуфабрикаты высокой степени готовности, в том числе очищенные овощи, из которых в результате минимально необходимых технологических операций получают блюда и кулинарные изделия»;
  • кроме того, согласно п.14.3 «контроль за качеством и безопасностью питания обучающихся осуществляется юридическим лицом, обеспечивающим питание в образовательном учреждении».

 

 

 

Вопрос. Какие требования в настоящее время предъявляются к маркировке игрушек?

Ответ. В соответствии с ст.4 п.5 Техническим регламентом ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»:

Маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации. Маркировка наносится изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером. При этом место и способ нанесения маркировки определяется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером.

Маркировка должна содержать следующую информацию:

 

  • наименование игрушки;
  • наименование страны, где изготовлена игрушка;
  • наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;
  • товарный знак изготовителя (при наличии);
  • минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;
  • основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости).
  • способы ухода за игрушкой (при необходимости);
  • дата изготовления (месяц, год);
  • срок службы или срок годности (при их установлении);
  • условия хранения (при необходимости).

 

В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: комплектность (для наборов), правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке.

Предупредительная информация должна содержать указание об особых мерах предосторожности при использовании в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза.

Маркировка выполняется на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.


Вопрос. На какие виды детской продукции (непродовольственной) должно быть получено свидетельство о государственной регистрации?

Ответ: В соответствии с требованиями ст. 12. п.2. Технического регламента ТС 007/2011 « О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» оценка (подтверждение) соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия осуществляется для следующей продукции:

  • соски молочные, соски-пустышки из латекса, резины или силиконовые;
  • изделия санитарно-гигиенические разового использования (подгузники, трусы, пеленки, гигиенические ватные палочки (для носа и ушей);
  • посуда, столовые приборы для детей до 3-х лет (чашки, блюдца, поильники, тарелки, миски, ложки, вилки, бутылочки и другие аналогичные изделия для пищевых продуктов);
  • щетки зубные, щетки зубные электрические с питанием от химических источников тока, массажёры для десен и другие аналогичные изделия для детей до 3-х лет;
  • изделия 1-го слоя бельевые трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3-х лет;
  • изделия чулочно-носочные трикотажные 1-го слоя для детей до 3-х лет;
  • головные уборы (летние) 1-го слоя трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3-х лет.

Государственная регистрация с выдачей свидетельства о государственной регистрации продукции, изготавливаемой на территории Таможенного союза, осуществляется на этапе её постановки на производство, а продукции, впервые ввозимой на территорию Таможенного союза, до её ввоза на территорию Таможенного союза.

 


Обращение граждан