Основанием для применения таких мер будут служить:

  • истечение срока исполнения исполнителями (продавцами) жилищно-коммунальных (коммунальных) услуг ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований к жилищно-коммунальным (коммунальным) услугам;
  • соответствующие обращения органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации;
  • жалобы, обращения, заявления граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг;
  • приказ (распоряжение) руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по городу Москве (далее – Управление Роспотребнадзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При этом в соответствии с возложенными функциями и в рамках полномочий, установленных приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 июня 2012 г. № 643 Управление Роспотребнадзора и его территориальные отделы вправе:

1) Выдавать соответствующим исполнителям (продавцам) жилищно-коммунальных (коммунальных) услуг обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей и (или) необходимости соблюдения обязательных требований к жилищно-коммунальным (коммунальным) услугам.

Выдача указанных предписаний, являющихся по своей правовой природе индивидуальными ненормативными правовыми актами государственного органа, производится на основании ст. 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Основанием для выдачи предписаний, в частности, являются установленные факты:

 

  • нарушения права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах (ст. 8-11 Закона о защите прав потребителей, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов);
  • нарушения требований (в том числе обязательных) к качеству и безопасности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ст. 4, 7 Закона о защите прав потребителей, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов);
  • включения в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, в том числе, навязывание платных дополнительных услуг, обусловливание оплаты (приобретения) одних услуг обязательной оплатой (приобретением) иных и т. д. (ст. 16 Закона о защите прав потребителей);
  • несоблюдения исполнителем соответствующих неимущественных требований потребителей, связанных с предъявлением ими индивидуальных претензий в отношении предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (их потребительских свойств, сроков оказания и др.) (ст. 12, 18, 28, 29, 37 Закона о защите прав потребителей).

2) Осуществлять в порядке, установленном КоАП РФ, соответствующее административное производство, включая проведение административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ) и выдачу представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ), по статьям:

  • 14.4 (в части выполнения работ (оказания услуг) жилищно-коммунального назначения, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (ч. 1 ст. 14.4) и повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 (ч. 2 ст. 14.4);
  • 14.6 (в части завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на соответствующие жилищно-коммунальные услуги и нарушения установленного порядка ценообразования);
  • 14.7 (в части введения потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг);
  • 14.8 (в части нарушения права потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах (ч. 1 ст. 14.8), включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч. 2 ст. 14.8) и непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч. 3 ст. 14.8).

3) Осуществлять судебную защиту прав потребителей в порядке, установленном ст. 40, 46 Закона о защите прав потребителей, ст. 46, 47 ГПК РФ.

Указанная защита в первую очередь обеспечивается посредством вступления в судебный процесс для дачи соответствующего заключения по делу или предъявления иска о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей тех или иных действий исполнителя жилищно-коммунальных услуг.

4) Осуществлять взаимодействие с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях исключения издания последними правовых актов, не соответствующих нормам потребительского законодательства и ущемляющих права потребителей.

В случае выявления таких фактов следует в инициативном порядке обращаться в прокуратуру с просьбой принести протест о признании таких актов недействительными.

В случае соответствующего оспаривания тех же актов в судах общей юрисдикции со стороны общественных организаций потребителей, необходимо добиваться принятия судом решения (в порядке, установленном ч. 2 ст. 47 ГПК РФ) о привлечении Управления Роспотребнадзора и его территориальных отделов для дачи заключения по делу.

Информация о том, как привлечь Управление Роспотребнадзора в судебный процесс для дачи заключение по делу, размещена в разделе Защита прав потребителей данного сайта.

Обращение граждан