В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в соответствии с компетенцией вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), участвовать в судах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве за 2022 год дано 1239 заключений по делу о нарушении прав потребителей, что почти в 1,6 раза больше, чем в 2021 году. По результатам рассмотрения указанных дел с учетом заключений Управления Роспотребнадзора по г. Москве в пользу потребителей присуждено 243 млн. 884,3 тыс. рублей, включая компенсацию морального вреда в размере 7 млн.659,7 тыс. рублей. Большая часть заключений дана по обращениям, связанным с оказанием услуг – 79,8%, остальная часть заключений — по делам, связанным с нарушением прав потребителей в сфере розничной торговли.
За указанный период в суды подано 1198 исковых заявлений, что на 27,7 % больше, чем в 2021 году — 938, в том числе 487 — в защиту неопределенного круга лиц, 698 — в защиту прав конкретных потребителей и 13 — в защиту группы лиц. Большая часть исков подавалась в защиту конкретных потребителей - 58,2%, в защиту неопределенного круга потребителей подано 40,6% исков, иски в защиту прав группы лиц составили 1,2 %. По результатам рассмотрения судами 1050 дел удовлетворено 1004, по искам Управления Роспотребнадзора по г. Москве в пользу потребителей присуждено 84 млн. 231,2 тыс. рублей, включая компенсацию морального вреда в размере 3 млн. 394,0 тыс. рублей.
Большая часть исков подавалась в защиту конкретных потребителей — 58,2%, в защиту неопределенного круга потребителей подано 40,6 % исков, иски в защиту прав группы лиц составили 1,2 %.
От общего числа поданных исков на нарушения в сфере розничной торговли подано 611 исковых заявлений, из них 301 иск — в отношении электронных ресурсов, в том числе осуществляющих продажу табачной продукции, алкоголя, БАДов и иных непродовольственных товаров, 92 — на продажу товаров по образцам, 34 — на продажу продовольственных товаров. Причинами разрешения споров в суде в сфере розничной торговли послужили отказы продавцов выполнить законные требования потребителей о возврате денежных средств за товары как надлежащего, так и ненадлежащего качества в установленные законодательством сроки.
В связи с нарушениями в сфере оказания услуг подано 587 исковых заявлений, наибольшее количество исков подано по следующим видам деятельности: туристские услуги – 203 иска, юридические и физкультурно-оздоровительные услуги — 165 исков, бытовое обслуживание – 68 исков, услуги общественного питания — 36 исков, образовательные и медицинские услуги — 27 и 23 иска соответственно.
Причинами разрешения споров в суде в сфере оказания услуг послужили отказы исполнителей выполнить законные требования потребителей о возврате денежных средств за некачественно выполненную работу либо не исполнение работ (услуг) в полном объеме или с нарушением срока, а также отказы в реализации права потребителя на отказ от выполнения работ (услуг) в любой момент с удержанием фактически понесенных расходов.
Всего за 2022 год в результате судебной защиты прав потребителей с участием Управления Роспотребнадзора по г. Москве в пользу потребителей присуждены денежные средства в размере 328 млн. 115,5 тыс. рублей, компенсация морального вреда составила 11 млн. 53,7 тыс. рублей. Кроме того, до начала судебных разбирательств (в досудебном порядке) за указанный период потребителям возвращено более 11,9 млн. рублей.
В 2023 году Управление Роспотребнадзора по г. Москве продолжит работу по судебной защите потребителей в соответствии с компетенцией.
Обращаем внимание!
В рамках Программы мероприятий по совершенствованию системы защиты прав потребителей в городе Москве, утвержденной мэром Москвы С.С. Собяниным, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы создан Портал потребителя города Москвы, открытый в сети Интернет. Портал потребителя города Москвы – новый шаг в повышение правовой грамотности москвичей, где потребитель может найти ответ на любую ситуацию в любой сфере потребительских отношений. На Портале предоставлена возможность с помощью электронного помощника составить претензию к продавцу (исполнителю) или составить исковое заявление в суд. Помимо этого, электронный помощник предоставляет возможность, ответив на сопутствующие вопросы, получить в несколько кликов ответ на конкретную ситуацию.
Ссылка для переход на Портал по защите прав потребителей потребителя города Москвы - https://prav.mos.ru/.
По вопросам нарушения прав потребителей также можно обратиться на круглосуточную горячую линию Управления Роспотребнадзора по г. Москве: 8 (495) 539-36-96, а также в отдел консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, каб. 341, тел. 8-495-687-39-61 в рабочие дни с 9:00 до 17:30.
Прием письменных обращений граждан осуществляется по адресу: г. Москва, 129626, Графский пер., д. 4, корп. 2,3,4, а также по электронному адресу: http://petition.rospotrebnadzor.ru/.