В рамках программы по защите прав потребителей, утвержденной мэром Москвы С.С. Собяниным, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы проведена работа по созданию Портала потребителя города Москвы, который открылся в сети Интернет в сентябре 2022 года. С момента запуска Портала его посетили уже более 198 тысяч уникальных пользователей.
Задача Портала состоит в том, чтобы потребитель смог найти ответ на любую ситуацию и в любой сфере потребительских отношений. Информация изложена и структурирована легко и доступно, по основным группам взаимоотношений потребителя с продавцами и исполнителями. Специалисты Управления систематизировали информацию с учетом актуальности и числа поступающих обращений потребителей по различным темам. Отдельным блоком представлена сфера розничной торговли, при этом продовольственная и непродовольственная группы разделены. Из данного сегмента на Портале выделена дистанционная торговля. Услуги также сгруппированы по направлениям: услуги связи, туристские, транспортные, услуги ЖКХ, финансовые и другие. По всем тематикам размещены видеоролики для наглядного и интересного просмотра, вебинары. Информация на Портале актуализируется с учетом потребностей потребителей.
На портале есть удобный конструктор основных видов документов: претензий и судебных исков. Если потребитель затрудняется, как правильно составить тот или иной документ, он может выбрать нужный шаблон и получить готовый, юридически выверенный образец. Потребителю остается лишь заполнить шаблон (сделать это можно прямо на сайте) и затем сохранить на своем компьютере. В настоящее время на Портале опубликовано 159 статей, 34 видеопамятки, 5 интервью с экспертами (специалистами Управления).
Потребителю предоставлена возможность воспользоваться помощью электронного помощника, чтобы составить претензию к продавцу (исполнителю) и исковое заявление в суд. Для этого необходимо выбрать соответствующий образец бланка и заполнить поля с вопросами, изложить своими словами ситуацию, а помощник автоматически добавит необходимые ссылки на нормы законодательства. Помимо этого, электронный помощник может ответить на сопутствующие вопросы по конкретной ситуации. Раздел электронный помощник посетило 10 373 пользователя, с его помощью оформлено 220 претензий в адрес продавцов и 41 исковое заявление в суд.
Дальнейшее развитие Портала потребителя будет способствовать повышению уровня правовой грамотности пользователей Интернета и поможет избежать ошибок при покупке товаров или заказе услуг, а в случае споров с продавцом – знать свои права и уметь их защищать.
Материалы и сервисы Портала потребителя доступны на сайте: https://prav.mos.ru/