В связи с ограничениями на проведение контрольно-надзорных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в 2023 году была усилена как профилактическая работа с организациями и индивидуальными предпринимателями, направленная на предупреждение правонарушений и разъяснение требований законодательства, так и деятельность в сфере судебной защиты потребителей.

В соответствии с  пунктами 7 и 8  статьи  40 Закона  Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также участвовать в  судах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве за 2023 год дано 5 421 заключение по делу о нарушении прав потребителей, что  в 4,4 раза больше, чем в 2022 году (1 239).  По результатам рассмотрения таких гражданских дел в пользу потребителей присуждено 1 млрд. 330 млн. 448,7 тыс. рублей, что более чем в 5 раз превышает показатель 2022 года – 243 млн. 884 тыс. рублей, включая компенсацию морального вреда – 34 млн. 790 тыс. рублей против 7 млн. 660 тыс. рублей в 2022 году. Большая часть заключений дана по обращениям, связанным с оказанием услуг – 81,6%, остальная часть заключений дана по делам, связанным с нарушением прав потребителей в сфере розничной торговли.

За прошедший год Управлением Роспотребнадзора по г. Москве по обращениям граждан подано 2 434 иска в суд, что в 2 раза больше, чем в 2022 году – 1 198.  В том числе  848 исков подано в защиту неопределенного круга лиц, 1 564 – в защиту прав конкретных потребителей и 22 – в защиту группы лиц.

Судами рассмотрено 1 612 дел, из них удовлетворено – 1 488 (92,3%). По искам  Управления Роспотребнадзора по г. Москве судами в пользу потребителей присуждено 188 млн. 338,5 тыс. рублей, что в 2,2 раза больше, чем в 2022 году (84 млн 231 тыс. рублей), включая компенсацию морального вреда – 9 млн. 300 тыс. рублей против 3 млн. 394 тыс. рублей в 2022 году.

Большая часть исков подавалась в защиту конкретных потребителей – 67,0%,  в защиту неопределенного круга потребителей подано  36,3 % исков,  иски в защиту прав группы лиц составили 0,94 %. 

От общего числа поданных исков (2434) доля исков в сфере розничной торговли составила  53,4% (1301 исковых заявлений), из них около 50% составили иски в отношении дистанционной торговли. Причинами разрешения споров в суде в сфере розничной торговли послужили отказы продавцов выполнить законные требования потребителей о возврате денежных средств за товары как надлежащего, так и не надлежащего качества в установленные законодательством сроки.

Доля исков в сфере оказания услуг составила 46,5% (1 133 исковых заявления), из них больше всего исков связано с оказанием туристских услуг –21,8% от общего количества исков в сфере оказания услуг, остальные иски подавались в отношении субъектов, оказывающих образовательные услуги – 12%, медицинские услуги – 11,2%, а также культурно-развлекательные и юридические услуги.

Причинами разрешения споров в суде в сфере оказания услуг послужили отказы исполнителей выполнить законные требования потребителей о возврате денежных средств за некачественно выполненную работу либо неисполнение работ (услуг) в полном объеме или с нарушением срока, а также невыполнением требований потребителей о возврате денежных средств в связи с расторжением договора.  

Всего за 2023 год в результате судебной защиты прав потребителей с участием Управления в пользу потребителей присуждены денежные средства в размере 1 млрд. 518 млн. 787 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда составила 44 млн. 90 тыс. рублей, что более чем в 4,6 раза превышает показатель 2022 года – 328 млн. 115 тыс. рублей с компенсацией морального вреда 38 млн. 184 тыс. рублей.

Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефону горячей линии Управления: 8(495) 539-36-96,  а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по телефону. 8-495-687-39-61.

Прием письменных обращений граждан осуществляется по адресу: г. Москва, 129626, Графский пер., д. 4, корп. 2,3,4, а также по электронному адресу: http://petition.rospotrebnadzor.ru/

Внимание! С сентября 2022 года  начал работать Портал потребителя города Москвы:  https://prav.mos.ru/ , где потребитель сможет найти ответ на любую ситуацию и в любой сфере потребительских отношений. На Портале предоставлена  возможность с помощью электронного помощника составить претензию к продавцу (исполнителю) или  составить исковое заявление в суд. Помимо этого, электронный помощник предоставляет возможность, ответив на сопутствующие вопросы, получить в несколько кликов ответ на конкретную ситуацию.

 

Обращение граждан