В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» территориальные органы Роспотребнадзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также участвовать в судах для дачи заключений по гражданским и административным делам в целях защиты прав потребителей.
Управлением Роспотребнадзора по г. Москве за 9 месяцев 2024 года дано 3 369 заключений по делам о нарушении прав потребителей. Размер денежных средств, подлежащих выплате потребителям по 2 195 рассмотренным гражданским делам, составляет более 1 миллиарда 206 миллионов рублей, из которых более 19 миллионов рублей – в качестве компенсации морального вреда. Большая часть заключений дана, как и прежде, по обращениям, связанным с оказанием услуг, – почти 88,5%.
За этот же период Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в суды подано 1 794 исковых заявлений в защиту прав потребителей. Большая часть исков подавалась в защиту конкретных потребителей. По результатам рассмотрения судами 1 014 дел в пользу потребителей присуждено более 87 миллионов рублей, из которых более 4,7 миллионов рублей – в качестве компенсации морального вреда.
Всего за первое полугодие в результате судебной защиты прав потребителей с участием Управления Роспотребнадзора по г. Москве в пользу потребителей присуждены денежные средства в размере более 1 миллиарда 293 миллионов рублей, включая возврат денежных средств, уплаченных потребителями за услугу (товар), выплату неустойки, проценты за пользование чужими деньгами, штраф за отказ удовлетворить законные требования потребителя в досудебном порядке, компенсацию морального вреда.
Чаще всего потребители обращаются в Управление Роспотребнадзора по г. Москве за защитой своих прав на действия туроператоров и турагентов из-за отказов в реализации путешествий, в связи с нарушением застройщиками сроков сдачи строительных объектов и неудовлетворительным качеством строительных работ, введением в заблуждение юридическими фирмами при оказании юридических услуг, некачественным оказанием медицинских и бытовых услуг.
Причинами обращения Управления Роспотребнадзора по г. Москве в суды послужили отказы исполнителей (продавцов) выполнить законные требования потребителей о возврате денежных средств за некачественно выполненную работу либо неисполнение работ (услуг) в полном объеме или с нарушением срока, а также нарушения прав потребителя, связанные с отказом от выполнения работ (услуг) в любой момент с удержанием фактически понесенных расходов.
Вниманию потребителей!
В рамках программы мероприятий по совершенствованию системы защиты прав потребителей в городе Москве, утвержденной мэром Москвы С.С. Собяниным, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве совместно с Правительством города Москвы создан портал потребителя города Москвы. Это новый шаг в повышение правовой грамотности москвичей, где потребитель может найти ответы на многие ситуации в сфере потребительских отношений. На портале предоставлена возможность с помощью электронного помощника составить претензию к продавцу (исполнителю) или составить исковое заявление в суд. Помимо этого, электронный помощник предоставляет возможность, ответив на сопутствующие вопросы, получить в несколько кликов ответ на конкретную ситуацию.
Ссылка для перехода на портал потребителя города Москвы: https://prav.mos.ru.
По вопросам нарушения прав потребителей также можно обратиться на круглосуточную горячую линию Управления Роспотребнадзора по г. Москве: 8 (495) 539 3696.
Прием письменных обращений граждан осуществляется по адресу: г. Москва, 129626, Графский пер., д. 4, корп. 2, 3, 4, а также по электронному адресу: http://petition.rospotrebnadzor.ru.